Религиозные татуировки

Содержание

Татуировка и религия, христианство и тату

«Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии»

Разрешено ли христианам иметь на теле изображения? Чтобы разобраться в этом обратимся к Библии и святоотеческим писаниям, догматам вселенских соборов, а также к литературе для подготовки к исповеди, потому что в ней обычно очень подробно перечисляются всевозможные грехи. Для протестанта существует лишь авторитет Библии. Католику стоит прислушаться к постановлениям римского папы и соборов.

В догматах Православной Церкви и трудах отцов Церкви об этом ничего не сказано. Обратимся тогда к Библии, в ней есть только 1 стих, ясно говорящий о наколотых изображениях. Вот он:

«Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь»
(Левит 19, 28).

При этом строкой выше сказано:

«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит 19, 27) .

В этих ветхозаветных цитатах говорится о недопустимости перенимать языческие обряды, то есть совершать эти действия ради умершего и для прославления языческих богов. Если считать, что здесь однозначно запрещается татуировка, то нужно признать и запрет стричь бороду. Более того, Евангелие отменило очень многие старые нормы, например обряды с кровью животных.

В Новом Завете об Антихристе написано:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откр. 13, 16) .

Но написано также:

«И сказано было ей [саранче], чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9, 4).

«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14, 1).

Имеют ли начертание или печать на челах отношение к татуировке? Ясно сказать нельзя. Итак, похоже, что Писание ничего напрямую не предписывает современным христианам в плане татуирования.

Вместе с тем, надо помнить, что христиане живут для славы Божией, всей душой стремятся к спасению себя и других. Следуя словам Апостола Павла, скажу, не все что позволительно полезно, и не все назидает. Понятия и нравы нашего времени уже далеки от заветов Иисуса Христа. Люди делают нательные рисунки чтобы нравиться, подчеркнуть свою красоту, сохранить память о мирских вещах. Даже имя любимого человека наносить не стоит, потому что, во-первых, на первом месте Бог, во-вторых, романтика пришла отнюдь не из христианства, а из средневековой военной среды, и, наконец, в-третьих, настоящие христиане любят всех сестер и братьев одинаково, не делают разницы между родными и неродными. Любовь романтическая и любовь христианская не одно и то же.

Также нельзя татуировать восточные символы, то есть драконов, японские и китайские иероглифы, и им подобное. Они выражают совсем другое видение мира, далеко отстоящее от христианства. Итак, нехристианская татуировка для верующих в Иисуса недопустима. Если спасение – самое главное, то зачем просто так обращать внимание на мирские вещи?

В книгах для подготовки к исповеди нет греха татуировки, хотя приводятся такие нарушения Божьего закона как танцы и переход дороги на красный цвет. В одной из них, однако, есть фраза: «Согрешил(а) следуя безбожным обычаям мира сего, а также желая нравиться и прельщать, стриглась и красилась (этим попиралась заповедь Божья о внешнем виде женщины)». То есть любые действия, с неправедными целями осуждаются, да и христианскую косметику вообразить себе трудно.

По Православному вероучению священные изображения нужны во-первых, для напоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством , как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством — пением и музыкой. (По Н.Ю. Варжанскому «Оружие правды»)

Библия признает возможность правильных священных изображений:

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою» (Исх. 26, 1) .

«Cделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лицо львиное; так сделано во всем храме кругом» (Иез. 41, 18-20) .

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 19-20) .

Храм же имеет правильные изображения.

«Покажи им вид храма и расположение его. и все образы его» (Иез. 43, 11) .

Некоторые утверждают, что накалывание запрещено, потому что его использовали язычники. Если так понимать, то надо запретить и священные изображения вообще, потому что еще до повеления Бога сделать изображения херувимов в скинии, языческие народы изображали своих богов.

В христианском мире широко применяет татуировку Коптская Православная церковь (Египет), после крещения на правом запястье делается крест. Законы Египта требуют при устройстве на работу показывать руку, потому что коптам запрещены руководящие должности. Поэтому, например, мужчины становятся грузчиками, а женщины – уборщицами.

В любом случае, вопрос спасения зависит от души человека, изображения и предметы, формальное исполнение правил сами по себе не в силах этого сделать. При выборе татуировки, не стоит всецело доверять каталогам в тату-салонах, потому что кто их создавал неизвестно, а любое изображение отражает внутренний мир художника. Лучше выбрать самим, и принести мастеру готовый эскиз. Мастер, выполняя своей рукой процедуру, неосознанно вносит частицу своего «Я». Ведь и храмы расписывают лишь христиане, а не мирские художники. Найти в салонах действительно верующего татуировщика не так-то просто. На сегодняшний день обладателя нательной живописи большинство воспринимает как любителя острых ощущений, живущего ради наслаждений и удовольствий, и вместе с тем человека достаточно твердого, чтобы придерживаться своих правил. На образы, наносимые навсегда, смотрят как на нечто мирское, но сейчас это почти современный молодежный язык. Чтобы привести ко Христу других людей, надо донести до них высокие христианские истины Православия доступным образом.

Библия и татуировки

Люди часто задаются вопросом: что заповедал нам Бог в связи с татуировками? В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.

Фото: Ф.Леруа

Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.

Большинство культур той эпохи были варварскими по своей природе, народ же Израиля образовал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фундаментом, на котором держалась эта нация. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам. Татуируя свои тела, иудеи ничем бы не отличались от язычников, совершавших ритуальные убийства, «священное» насилие, массовую резню и обожествлявших страсти, разрушительные для души человеческой. Это, возможно, является одной из причин, по которым Бог дает заповедь против татуировок.

В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу Евхаристии. Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.

Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14) [1] . Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна татуировки может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Гладиатор в стиле Черно-Серая Плечо
Юная коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press

В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.

Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.

Православные тату

Православные течения в тату возникли из тюремной культуры. Как направление в традиции тату оно сформировалось под влиянием роста интереса к религии. В основе заложена церковная символика, которая имеет этнические особенности.

Существует целый ряд отличий в правилах католического и православного изображения святых символов на теле. Трансформация направления произошла в конце 90-х вначале 2000-х и продолжает свое развитие.

Почему церковь не приветствует татуировки

Отношение церковников строится на догмах и Святого Писания. В тексте Библии сказано, что человек создан по образу и подобию с Богом. Любое вмешательство и трансформации организма без медицинской необходимости приравнивается к оскорблению трудов Творца.

В Старом Завете сказано, что христианин должен беречь свое тело и не наносить татуировок. Так израильтяне должны были отличаться в культурных традициях от соседних народов. Отсутствие начертаний свидетельствовало об избранности народа.

Христианская религия базируется на культурных традициях еврейского народа. В начале расцвета культуры иудеев многие соседние племена наносили религиозное тату в качестве символа своих верований.

Поскольку ранние христиане считали себя прогрессивным народом нового поколения, они отказались от этого пути. Что и отразилось в заветах через Писание.

Православные и католические тату — что общего?

Прежде всего православные тату стали популярны благодаря традициям зон лишения свободы. Сталкиваясь с тяготами заключения человек понимал, что от него мало что зависит в сложившейся ситуации.

Ограничение пространства и воли вызывало потребность в сторонней поддержке. Так появились и сформировались ранние христианские тату.

Не связанные с зоной православные татуировки для мужчин приобрели популярность в начале 2000-х. Поскольку они создавались мастерами в студиях с применением качественного инструмента, выросло художественное исполнение. Полностью изменилось значение каждого элемента.

Религиозные татуировки популярны среди людей с философскими убеждениями. По духу они подходят стоикам и пуританам. Мужские религиозные тату, западные и православные традиции сформировались с учетом культурных традиций.

Для католиков набитый на теле рисунок несет смысл что он искупает грех или раскаивается в содеянном. Тематика изображения аскетичная, линии резкие с глубокими темными тонами.

Распространенное значение символов:

  • говорит о глубокой любви к матери;
  • демонстрирует послушание заветам Библии;
  • демонстрирует склонность жестко отстаивать свои убеждения.

Для православного парня изображение может частично повторять эти значения. Однако само направление больше направлено к радости и чувственному познанию мира.

Символы чаще несут значение защиты близких и идеалов. В изображение вкладывается философская подоплека, которая может многое поведать о сути носителя.

Популярные православные символы и их значения

В православной традиции тату популярны изображения святых покровителей. Лик просветленных личностей помогает человеку не сбиться на жизненном пути.

Второй по популярности тематикой являются церкви, эскизы чаще срисовываются с реальных существующих объектов. Тату служат оберегами от негатива и злых помыслов.

Популярны надписи из святых текстов:

  • спаси и сохрани;
  • Русь святая Православная храним веру твоя;
  • только Бог мне судья;
  • человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь;
  • во славу имени Его;
  • одна земля, одна Вера, один Бог;
  • да будет имя Твое;
  • да придет царствие Твое;
  • да будет воля Твоя и т.д.

Православие татуировки пропитаны благоговением перед Богом, любовью к Отечеству. Через все знаки и тексты проходит тематика уважения к старшему поколению, официальной власти и высшему началу.

Отдельной тематикой проходит Христос. В православии Сын Божий является источником радости, обновления и просветления. Если изображено распятие с фигурой, оно несет характер искупления.

Популярны портретные рисунки на которых Иисус изображен с разведенными руками. Это значит что человек открыт миру, счастлив под покровительством Бога и радуется жизни.

Татуировка крест разновидности и их значения

Православные тату — крест в первую очередь символ защиты. Его могут изображать просты или ажурным. В первом случае он изображается с нижней направленной наискосок перекладиной. В некоторых версиях добавляется навершие в виде крыши «домовина». Если ее нет, присутствует верхняя короткая вертикальная перекладина.

  • Тату католического креста на спине
  • Тату православного креста на руке
  • Тату церкви на плече
  • Тату Иисуса на руке
  • Тату православный крест на спине
  • Тату рук и креста на плече
  • Тату креста и надпись на спине
  • Тату крест на спине

На ажурном православном кресте небольшие перекладины присутствуют поверх всех концов. Эти атрибуты пришли из раннего христианства. Рисунок может выполняться реалистично. В таком варианте его значение — Символ Веры.

  1. Если на кресте распят Иисус, человек ищет искупления.
  2. Крест в комбинации с голубем — покровительство Всевышнего.
  3. Распятие с лентой и надписью усиливает значение текста послания.
  4. Символ в руках ангела (чаще всего это архангел Гавриил) отражает дух борца за справедливость и защитника слабых.
  5. Если простой крест вписан в ажурный и над плечами распятия стоят IC XC, рисунок изображает Христа как покровителя владельца тату.

Татуировка ангел: божественный знак на теле

В традиции тату присутствует несколько образов ангелов. Самыми популярными являются Архистратиги Гавриил и Михаил. Гавриил раскрывает тайные знания Бога. Носящие его лик желают развить интуитивный интеллект. Благодаря чему их разум, сердце и дух будут пребывать в гармонии.

Архистратиг Михаил имеет чин главнокомандующего небесным воинством. На иконах он изображен в римских латах с мечем.

Его предпочитают набивать представители военных профессий. Тем самым они выражают свою непоколебимость выполнить долг до конца, защитить Родину. Считается, что святой военачальник оказывает им покровительство.

Популярен эскиз тату икона Богоматери с младенцем Иисусом. Стиль выполнения произвольный, от копирования реального прототипа до самостоятельно составленного рисунка. Во всех вариантах тату несет символ защиты от всех невзгод.

Тату Религиозная

Есть верующие, которые стремятся сделать себе на теле татуировку с религиозной тематикой, в основном это относится к представителям сильного пола. Этим они желают продемонстрировать свое желание быть ближе к Богу. Хотя стоит отметить, что не все религии приемлют такое изменение на теле человека. Некоторые веры отрицательно относятся к такому рисунку на теле, и всегда на это есть причина. Но не смотря на это, много веков подряд мужские религиозные татуировки пользуются особой симпатией среди людей различных классов, сословий и религий. Зачастую церковные татуировки для мужчин встречаются среди представителей сильного пола, которые побывали в местах не столь приятных. И с помощью такого рисунка они как бы говорят о своем деянии, в желании привлечь к себе внимание и раскаяться.

Услуги салона художественных татуировок

Мужские религиозные туировки на руке – это очень сложный и кропотливый процесс, который может занимать много времени: от нескольких дней до нескольких недель. Каждая деталь должна быть полностью прописана на теле человека в соответствие с проектом. В нашем салоне религиозные татуировки на руку выполняются опытными мастерами, которые получили высшее художественное образование и имеют за своими плечами огромный опыт работы в данной сфере. Все рисунки выполняются в соответствие с особенностями и структурой тела. Ведь, как известно, кожа способна растягиваться, поэтому очень важно учитывать данный фактор. На сайте салона вы можете увидеть примеры религиозных татуировок, фото каждой из них – это неповторимая работа. В этом наша особенность, мы не повторяемся никогда и не копируем работы других специалистов.

Фото татуировок для мужчин наносятся на тело специальной техникой и штриховкой. Есть шедевры, которые настолько живописны, что просто поражают воображение. Мастера наносят рисунок на любую часть тела, будь то грудь, живот, спина, руки, ноги, шея и даже голова. Наш индивидуальный подход подрузумевает, что мы всегда учитываем физические особенности тела, что делает наши рисунки “живыми и объемными”. При желании вы можете самостоятельно подготовить эскиз, а наши мастера скорректируют его согласно вашей анатомии. Как правило, религиозные татуировки создаются черно-белыми. В салоне Art Of Pain мы с удовольствием проконсультируем вас, и подберем оптимальный размер и стиль исполнения.

Религиозные татуировки | Христианские и церковные наколки | Распятие Иисуса

Эскизы и фото религиозных татуировок (слайд-шоу)

Отношение церкви к татуировкам

К сожалению, к татуировкам и наколкам церковь имеет отрицательное отношение. Есть краткое объяснение этому. Татуировки начали набивать еще в древности, когда были распространены языческие поверья. Рисунки на коже в те времена являлись символом культа, изображали, как правило, языческих богов, различные знаки и надписи, связанные с этими богами.

В Священном Писании дано указание, запрещающее делать татуировки: : «. не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19, 28). Если человек — это образ Божий, то он должен быть во всем органичен, и ничего искусственного не может загрязнять данный образ. Именно поэтому церковь запрещает татуировки.

Правила нанесения религиозных татуировок

Теперь поговорим об изображениях христианских святынь на человеческом теле — икон, крестов, церквушек, храмов и так далее. «Привычка» к таким изображениям пошла из мест лишения свободы, где нечем заполнить духовную пустоту.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Синий череп в стиле Цветная Плечо, Бедро

Важно помнить, что если вы и решились набивать образ Божий, то Иисус не должен быть распят на кресте, так как он будет продолжать испытывать мучению и на вашем теле. Церковь считает нанесение тату неразумным поступком, поэтому на исповеди нужно покаяться, что вы позволили себе нанести и исказить Божий образ, сделав татуировку.

Религиозные татуировки представляют собой определенные символы и знаки — распятия, кресты, изображения богов, сюжетные композиции или цитаты из священных книг (Библии у христиан, Корана у мусульман и др.). Расцвет татуировок данного вида пришелся на Средние века. В то время нательные изображения религиозного характера являлись лучшим доказательством пребывания паломника на Святой земле. Как правило, религиозные татуировки делались в виде креста, у христиан также были популярны изображения Богоматери, Святого апостола Петра и Георгия Победоносца. Мусульман, совершивших хадж в Мекку и Медину, можно было узнать по цитатам из Корана на теле. Сегодня религиозные татуировки в виде крестов, распятий, изображений святых и Богоматери по-прежнему пользуются популярностью, однако эти татуировки в большинстве своем не наделяются религиозным смыслом.

Такие изображения наносят представители той или иной религии. Естественно, что основной здесь будет религиозная символика: кресты или полумесяцы, цитаты из священных книг, сюжетные композиции, характерные для той или иной веры. Как это ни странно, но религиозные тату впервые появились в Средние века. Вспомним о том, что эта эпоха была связана с крестовыми походами. И поэтому христианские тату первоначально были признаком того, что рыцарь побывал в походе по Святой земле. Самые простые рисунки этого плана — кресты. Позже стали изображать лики святых — Георгия Победоносца, Богоматери, святого Петра. А у мусульман которые отправлялись в паломничество по святым местам, были в ходу цитаты из священной книги — Корана.

Религиозные

Религиозные татуировки и их значение.

Тату с религиозной тематикой принято разграничивать в соответствии с принадлежностью к какой-либо из религий: буддизм, ислам, христианство и другие. Каждая из религий имеет свои специфические знаки и символы, по которым ее можно идентифицировать среди других. Большинство верующих делают религиозные тату, желая таким образом стать ближе к Создателю или Миссии, но, однако, не всеми религиями «одобряется» нанесение на свое тело каких-либо изображений.

Тату с религиозными изображениями — это возможность человека отобразить свое отношение к вероисповеданию, религии, верованию. Основными символами религии в искусстве татуировки выступают изображения ликов святых, цитат, взятых из священных учений, полумесяцев, крестов, каких-то сюжетных рисунков, которые имели место в одной из религий.

Сегодня универсальным, интересным и обладающим неким духом древности является крест в качестве тату. У христиан он всегда имел ассоциации с Богом. Он служит символом, обозначающим страдания, знаком древа жизни, которую предстоит прожить человеку. Еще он выступает в качестве знака судьбы — личного креста для человека, и этот крест каждый должен пронести через свою жизнь. В кельтской культуре и религии тоже имел место крест, который говорил о непрерывном духовном развитии и совершенствовании.

Если в качестве татуировки выбирается надпись из религиозной книги, то человек выбирает ее за тот духовный смысл, который она в себе несет.

Своеобразную популярность получили изображения ангелов, которые наносились как тату. Такая татуировка говорит о близости, преданности к вере и духовному миру, и показывает символичную связь с Богом. Еще ангела часто наносят на тело, как защитника, поэтому за ними прикрепилась такая популярность. Ангелов принято считать божьими посланниками и опекунами людей, которые хранят их от злых сил. Поэтому естественным является, что такого рода татуировки несут в себе религиозный смысл, показывают духовность человека, говорят о добре, защите, любви.

Стоит упомянуть, что на протяжении длительного времени тату преследовала сама же религия, считая их символами язычества и обвиняя человека в тяжком грехе. Но благодаря паломникам полностью истребить татуировки так и не удалось. Люди, которые отправлялись в Святые земли, могли доказать свое нахождение там только благодаря тату, изображающим Коптских священников.

Христианский взгляд на татуировки

иерей Иоанн Курбацкий

Настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы в г.Калуге, РПСЦ

В наши дни на улицах городов можно часто встретить людей с татуировками на теле. В некоторых музыкальных субкультурах они получили популярность, сопоставимую с модой на сами рок-группы, одежду и прически. Татуировки становятся распространенными и среди обычных людей. Летом нетрудно встретить девушек с татуировками на крестце или щиколотках. Как к этому относиться, хорошо это или плохо, может ли быть христианином человек с татуировками? Об этом явлении рассуждает иерей Иоанн Курбацкий (РПсЦ, г. Калуга).

«Модное» поветрие

С каждым годом, особенно летом, мы замечаем, как много людей, прежде всего молодежь, имеет на своих телах модные «аксессуары» в виде наколок. Число салонов тату в городах становится сопоставимым с числом кафе. Люди дарят друг другу сертификаты на посещение этих салонов. Большинство посетителей там, безусловно, составляет молодежь. Если раньше наколки были элементом тюремной или, реже, армейской субкультуры, то сегодня это стало модным и привычным явлением. Бывает, что сами родители приводят своих подростков в салоны татуировок. Хотя в целом трудно представить себе родителей, желающих таким образом «украсить» своих деток. В Испании запомнился рекламный стенд салона тату. Изображен грудной младенец в памперсе, с ног до головы изрисованный. А вверху надпись: «Мам, прости!» Старшее поколение с недоумением и ужасом смотрит на растущую популярность татуировок. Многие ещё помнят, что наколки наносились насильственно в немецких концлагерях. Но находятся и такие папы и мамы, которые хотят идти в ногу со временем. Известен случай, когда пенсионер в свои 65 лет впервые нанёс себе тату на тело.

Проникает это явление и в церковную среду. Либо люди приходят к Богу, уже имея наколки, либо христиане по незнанию, поддаваясь духу времени, наносят изображения и надписи себе на тело. На курортах работает целая тату индустрия. Причем рассчитанная и на детей тоже: им наносят рисунки хной, они смываемые. Но в сознание подспудно закладывается посыл, что «тату — это круто и стильно, когда вырастишь, ты сделаешь все по-взрослому». Особую распространенность тату получили в Европе. Видимо, массовость этого явления на Западе побудила старообрядческую митрополию в Румынии в 2020 году обсудить эту тему и принять особое соборное решение. Напомним его:

«Считать татуирование тела грехом, не возбраняющим к крещению. Призвать чад Церкви и особенно молодое поколение воздержаться от этого порока» (п. 4 «О возможности принятия в лоно Христовой Церкви людей, имеющих списанное тело (татуировки)»).

Это, кстати, единственное официальное мнение Церкви по этому поводу. Насколько мне известно, ни одна из поместных церквей свою позицию по этому вопросу не высказывала. Мотивировочной части решения Белокриницкой митрополии мы не знаем, поэтому постараемся самостоятельно разобраться, что послужило основанием для такого вывода.

Есть ли в Библии сведения о татуировках?

Если обратиться к Священному Писанию, мы увидим, что татуировки прямо запрещены в Библии. В книге Левит сказано:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» (Лев. 19:28).

Очевидно, что данный запрет направлен на то, чтобы отделить богоизбранный народ от язычников. Нельзя сказать, что эта ветхозаветная норма утратила свое значение в Новом Завете. Нередко и нынешние «письмена» носят языческий смысл. Это либо особые тексты с функцией оберега или талисмана, якобы приносящего удачу, либо изображения черепов, змей, пауков и т.п. Для христиан эти символы слишком ясны и не требуют расшифровки. Но главное в том, что язычники не имеют истинного представления об отношениях человека с Богом, о месте человека в мире и сопутствующих вопросах. Соответственно, надо понимать, что запрет на тату исходит из правильного отношения к человеческому телу и потому не только не теряет силы, но получает больший смысл после воплощения и вознесения Христова. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Остановимся на этом подробнее.

Зачем люди делают «наколки»?

Прежде всего, попробуем понять, что вообще заставляет людей делать татуировки. Кто-то, очевидно, делает тату осознанно, кто-то просто из подражания сверстникам или «звездам», из позерства. В постмодернистском обществе утрачено понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому распространенность подобных явлений неудивительна. Нет твердой нравственной опоры, в сознании нет ее критерия, нет никакой цели и смысла, нет рефлексии. Тело воспринимается лишь как внешняя оболочка, с которой можно делать все что угодно. Оно моя собственность, значит, что хочу, то и делаю с ним. Наверное, ход рассуждений таков: «Это модно, это считается стильным, это сделал тот или иной популярный персонаж. Почему бы и мне не сделать?» У молодых людей не хватает зрелости понять, что если наколки нанесены ради моды, то это просто неразумно: сегодня мода одна, завтра другая, а татуировка осталась. При этом тело дряхлеет, и к старости все рисунки на теле будут также безобразно смотреться, как намалеванный труп.

Другая категория — это те, кто сознательно делает тату. Причин для этого может быть множество. Это и желание закрепить таким образом свою принадлежность к определенной группе, музыкальному направлению, и самоутверждение, признание в каких-то кругах, где это принято, и стремление закрепить какой-то этап в жизни и т.п. В нашей стране наколки всегда ассоциировались с тюремной субкультурой, вызывали неприятие обществом. Наличие таких наколок характеризует человека без лишних слов. В качестве примера можно привести строчку из песни Бориса Гребенщикова «Губернатор», в которой даётся негативная оценка черни у власти, вырвавшейся из грязи в князи:

Лучшее тату за этот год:  Анастасия Уварова - тату мастер Санкт-Петербург

«Под рубашкой от Brioni,
Наколки на груди,
А убитых журналистов
Без тебя хоть пруд пруди».

Не будем останавливаться на тюремной субкультуре. Отметим только, что у заключенных наколки имеют особый смысл и язык, понимаемый однозначно в их мире. Использование наколок в уголовной среде в крайней степени регламентировано, неточности здесь могут привести к серьезным конфликтам.

Декоративные тату не несут в себе этой смысловой нагрузки. Тем не менее наличие подобных «аксессуаров» влияет на сознание их носителей, создает психологический настрой, определяют модель поведения. Люди с тату, с которыми довелось общаться, признавались, что после нанесения надписей и рисунков «внутренне происходит что-то, что-то меняется». Иначе не может быть. Вспомним философский принцип диалектического единства формы и содержания: нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы.

Татуировка и внутренний духовной мир

Форма содержательна, а содержание оформлено. Не только татуировки, но даже одежда может определять поведение. Так, например, в России и многих других странах мира обязательно облачение судьи в мантию. Это передает ощущение торжественности и достоинства происходящего, его испытывают как сами судьи, так и присутствующие лица. То же можно сказать и о священниках в облачении, и о полицейских и т.п.

Рассуждая далее о форме и содержании в этом контексте, становится понятно, что нанесение тату на тело — это всякий раз переход от внутренней работы над собой к внешнему украшательству, своеобразно понимаемому. Нередко это служит признаком внутренней слабости: у человека нет других средств, чтобы поднять свою значимость. Бог дал человеку возможность творчества. Это потребность, но в данном случае она принимает искаженные формы. Если приглядеться, то у всех татуированных людей в глазах наблюдается невыразимая тоска по небесному и вечному, неуверенность в себе, душевная пустота. Это очень тонко уловил Михаил Круг в одной из своих песен, вложив в уста заключенного такие слова:

«Кольщик, наколи мне купола,
Рядом — чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами».

В связи с этим вспоминаются и наши оскверненные в советское время храмы, с рисунками и надписями, тоже выражающими некую форму молитвы. Убогую, греховную, но все же неосознанно направленную на связь с Вечным.

Мне довелось как-то пообщаться с человеком, имеющим свой салон тату в Москве. Он сказал, что нередко выступает в роли психолога, когда к нему приходят люди, не нашедшие себя, не знающие, что им надо, даже не определившиеся, какой рисунок себе нанести. Некоторых он даже отговаривал. Например, подростков, желающих нанести наколки на лицо, назло всем. «Вам не нравится, каков я, посмотрим, каково будет видеть меня таким!»

Очевидно, что в такой ситуации недостаточно просто объявить тату грехом, нужно обоснование. Надо подать руку помощи, а для этого важно дать нечто большее взамен.

Прежде всего, укажем, что человек — творение Божие. Бог сотворил все «весьма хорошо» (Быт. 1:31). Следовательно, внесение изменений в тело, в том числе наколки, — бунт против Бога. В житии святого Петра Галатийского есть такой эпизод. К нему за исцелением приходит женщина, украшенная румянами и белилами.

Что сказала бы ты, — сказал ей старец, — если бы увидела живописца, который портит создание великого художника: станет белить лик, начертанный по его вдохновению, лить краски, чернить брови и ресницы?

Женщина упала на колени и со слезами стала просить прощения.

Помни, дочь моя, — продолжал он, — что если для художника оскорбительны такие поправки, то тем более для Премудрого Творца, так чудно украсившего человека, «умалившего его малым чем от ангелов» (Пс. 8:6), для Великого Художника, Который дал тебе твою красоту.

Объективным критерием нравственности для христианина служит Священное Писание — откровение Божие человеку. Если обратиться к нему, то мы обнаружим, что в нем осуждаются не только татуировки, но даже нескромная одежда и чрезмерное употребление косметики. Бог устами пророка Исаии угрожает следующими наказаниями за эти грехи:

«И будет: вместо благовония — смрад, и вместо пояса — веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча…» (Ис. 3:23-24).

Так было еще в ветхозаветные времена. А христиан за такие грехи ожидает еще большее осуждение. «Если же и тогда, прежде благодати и такого любомудрия, это было осуждаемо, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то какое оправдание могут иметь нынешние жены, которые призваны на небо и к подвигам большим, которые обязываются соревноваться ангелам».

Церковь считает тело человека святыней и храмом Святого Духа. Апостол Павел говорит:

«Не знаете ли, что телa ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 19-20).

Подчеркнем здесь два принципиальных момента. Первое. Мы не свои, мы — Божии, наше тело в полном смысле нам не принадлежит, мы не можем делать с ним все, что хотим. Второе, мы можем и должны прославлять Бога не только в душах, но и в телах тоже. Мы знаем, что Бог прославляет тела Своих избранных угодников нетлением мощей и чудесами, проистекающими от них. И эти явления служат неким предначертанием, образом и символом божественной и небесной славы святых, которая откроется после всеобщего воскресения. Отсюда следует, что христианин должен заботиться о своем теле и относиться к нему с благоговением. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).

Далее, тело человека освящается в Церкви в Таинствах крещения, миропомазания, причащения, соборования. Христианин в крещении «облекается во Христа» (Гал. 3:27) и во всем должен стремиться следовать «стопам Его» (1 Пет. 2:21). И подобно тому, как мы не можем нанести неподобающие надписи на священных сосудах, так недопустимо это делать на наших телах. Это освящение плоти человеческой основано на великом таинстве Божественного воплощения, смерти, воскресения и вознесения Христова. Господь принял плоть, сделал Своей собственной и обожил ее, по слову Евангелия: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). С воспринятой плотью Христос вознесся на небеса «и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). И поскольку Господь наш Исус Христос соделался совершенным человеком по душе и по телу, подобным нам по всему, кроме греха, то и нам, которые веруем в Него, подает Он от Своего Божества и делает нас сродными Себе по естеству и существу Божества Своего. И нам ли, христианам, имеющим такие дары и обетования, чающим воскресения мертвых, осквернять свою плоть надписями и изображениями?

Что делать с татуировками, если они уже есть?

Что же делать, если татуировки нанесены? Для людей, вступающих в Церковь через крещение, это не является препятствием. Упомянутый выше собор Белокриницкой митрополии подчеркнул это в своем решении. Видимо, на практике были случаи, когда священники не знали, как поступить, и требовали свести наколки. Но это очень дорого и не всегда возможно, хотя желательно. Если же человек после крещения осквернил свое тело татуировками, он должен раскаяться в содеянном и нести определенную епитимью. Полагаем, что правильно поступают те духовники, которые обязывают татуированных в качестве покаяния всегда носить одежду, скрывающую надписи и рисунки. Работавшие в этой индустрии должны оставить ее как греховную.

Остаётся ещё вопрос, пока ещё гипотетический: может ли стать священником носитель наколок? Выскажем свое частное мнение, требующее соборного рассмотрения. Думаем, здесь может идти речь о препятствии к рукоположению физического характера, связанном с телесными недостатками ставленника. Подобно тому, как не поставляются в клир скопцы (согласно 1 правилу I Вселенского Собора «Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити»), так и татуированные. Особенно если эти наколки нельзя скрыть. Как может литургисать человек с тату на руках? Да и кто подойдёт к нему под благословение?

Таково наше рассуждение по затронутой теме. А закончить хотелось бы призывом уклоняться от описанного зла словами великого апостола Павла:

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про тату: самая полная коллекция фото и видео