Реализм

Содержание

Реализм

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях – «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой.

Реализм в средневековой философии – один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих понятий, т.е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия – основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении реализма обычно выделяют два его вида: крайний реализм, считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Реализм в крайнем своем выражении из-за пантеистических тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в Средние века господствовал умеренный реализм.

Платонизм переработан в 3–4 вв. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира). Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму И.Росцелини, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждающего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле реализма развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.). Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме – как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» – как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме – как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т.е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный реализм серьезно поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значительная доктрина умеренного реализма появляется в 16 в. у Суареса. Средневековый реализм пытался осмыслить проблему общего и единичного, природу абстракций.

Реализм в современной философии – совокупность философских учений и школ, общая черта которых – признание реальности предмета познания, т.е. его независимости от сознания и познавательных актов. Признание объективности предмета познания в гносеологии связано в современном реализме с метафизическим противопоставлением субъекта и объекта как в гносеологическом, так и в онтологическом плане. Разрабатываются три варианта понимания познания: непосредственное познание, подразумевающее принципиальную однородность субъекта и объекта в онтологическом плане (неореализм, или «непосредственный реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «онтологическое» решение, признающее субъект и объект равноправными сторонами единого бытия (критическая онтология).

1. Пути реализма. М., 1926;

2. Луканов Д.М. Гносеология американского «реализма». М., 1968;

3. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии 20 в. М., 1978;

4. Harlow V. Ε. Bibliography and Genetic Study of American Realism. Oklachoma City, 1931;

5. Wild J. Introduction to Realistic Philosophy. N. Y., 1948;

6. Passmore J. A Hundred Years of Philosophy, rev. ed. N. Y., 1966;

7. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 1–2. В., 1957;

8. Taylor Η.Ο. The Medieval Mind, v. 1–2. Cambr., 1959;

9. Carré M.H. Realists and Nominalists. Oxf., 1961;

10. Copleston F.Α. Α History of Philosophy, v. 2–3. N. Y., 1962–63;

11. Stegmüller W. Glauben, Wissen und Erkennen. Darmstadt, 1967.

Значение слова « Реализм »

В словаре Ожегова

РЕАЛИЗМ, -й,м. I. Направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. Критический р. Р. русской литературы 19 века. 2. Ясное и трезвое понимание действительности при осуществлении чего-н. Политический р. || прил. реалистический, -ая, -ое. Реалистическое искусство. Р. стиль. Р. взгляд на жизнь.

В словаре Ефремовой

Ударение: реали́зм

  1. м.
    1. Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.
    2. Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве.
  2. м.
    1. Способность яснопонять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-л .

В словаре Д.Н. Ушакова

РЕАЛИ́ЗМ *****
противоположное номинализму, считавшее, что общие понятия предшествуют вещам и ведут реальное существование назависимо от вещей ( филос. ).
3. В искусстве и литературе: направление, ставящее себе целью точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах ( лит. ). «Реализмом именуется неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.» М.Горький. Реализм Гоголя. Реализм Толстого. Социалистический реализм является основным методом советской литературы, направленным на показ действительности в ее революционном развитии и имеющим целью воспитание трудящихся в духе социализма.
4. Ясный подлинно-научный учет всех условий окружающей действительности при осуществлении, проведении чего-нибудь. Политика нашей партии отличается трезвым революционным реализмом.
Наивный реализм ( филос. ) — философское учение, принимающее без всякой критики данные чувственных восприятий за реальную действительность.

В словаре Энциклопедии

в искусстве , 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.—(от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный), в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный — направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители — Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Индеец в стиле Реализм, Портретизм, Черно-Серая, Хоррор, Мужские , Женские,

В словаре Синонимы 4

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

2. Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве. Следовать в своем творчестве принципам реализма.

3. Ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении чего-нибудь Р. при проведении экономических реформ. Реалистический — 1) характеризующийся реализмом, относящийся к реализ-му (реалистический роман, реалистический метод); 2) практичный, соответствующий обстоятельст-вам (реалистический подход к делу).

Реализм в живописи

Происхождение, развития и основные черты жанра.

Реализм

Происхождения

В 14-18 века в западном искусстве преобладали влияния ренессанса и академических теорий живописи. Позднее произошли изменения, вызванные в основном значительными социальными изменениями в обществе, которые сместили акцент в изобразительном искусстве в сторону реализма. Термин реализм появился благодаря французской писательнице Шампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построил собственный шатер по соседству с выставкой, и организовал собственную, получившую название «Ле Реализм» (Le Realisme).

Характеристики

Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический.

Любимый объект для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Не удивительно, что необычный метод шокировал многих людей из среднего и высшего класса как во Франции, так и в Англии, где реализм так и не прижился.

Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации. В этом смысле движение отражает прогрессивный и весьма влиятельный сдвиг в определении значения искусства в целом. Стиль остается достаточно популярным и в наше время, несмотря на то, что стал предвестником импрессионизма и поп-арта.

Первые реалисты

Интересными представителями раннего реализма являются: Жан-Франсуа Милле, Густав Курбе, Оноре Домье. Кроме того, стоит упомянуть и Илью Репина. Некоторые работы этого русского мастера признаны выдающимися в этом жанре.

Реализм 20-го века

После ужасающих войн, мировой депрессии, испытания ядерного оружия и других событий, у реалистов 20-го века не было недостатка сюжетов и идей. В самом деле, современный реализм проявился в самых разнообразных формах, образах и школах, оказав влияние не только на живопись, но и на другие направления искусства.

Веризм (1890–1900)

Этот итальянский термин подразумевает экстремальный реализм, распространенный в Италии.

Сильвестро Лега на берегу моря

Прецизионизм (1920-е годы)

Движение, зародившееся в Америке. Энтузиасты прецизионизма рисовали сцены из городской и промышленной среды, в манере футуризма. В числе видных мастеров стоит выделить Чарльза Шилера, Джорджию О’Киф и Чарльза Демута.

Социальный реализм (1920–1930)

Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.

Соцреализм в России (1925–1935)

Вид общественного искусства, утвержденного Сталиным во время индустриализации страны. Соцреализм прославлял нового человека и работника в виде колоссальных фресок, плакатов и других форм искусства.

Сюрреализм (1920–1930)

Мягкая конструкция. Дали.

Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Сюрреалисты, чьи идеи первоначально основывались на работах Зигмунда Фрейда, стремились освободить творческий потенциал бессознательного ума. Существует два основных типа сюрреалистического искусства — Фантезийный (художникам этого направления можно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Несмотря на всю странность и относительно короткий пик популярности, стиль оказывает устойчивое влияние и на текущий день. Стоит отметить и магический реализм, сочетающий в себе образы повседневной реальности и фантазий.

Американская живопись и регионализм (1925–1945)

Многие художники, в том числе Грант Вуд (автор популярной Американской готики, написанной в этом жанре), Джон Стюарт Карри, Томас Харт Бентон, Эндрю Уайет, и другие художники, стремились охватить специфические образы присущие Америке.

Фотореализм (1960–1970)

Витрина в стиле фотореализм. Эстес.

Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда некоторые картины стали почти идентичны фотографиям. Объектами направления являются банальные и не интересные предметы, виртуозно изображаемые художником. Одним из первых художников жанра был Ричард Эстес. Его работы поражают и дают представления об этом движении.

Работа Ричарда Эстеса

Гиперреализм

В начале 1970-х возникает радикальная форма реалистического искусства, известная также под названиями «супер-реализм» и «гиперреализм».

Другие направления

Безусловно, это не все стили и подвиды реализма, так как существует огромное количество поджанров, опирающихся, в том числе на традиции и культуру определенной местности.

Реализм в искусстве

История появления Реализма:

В своём исторически конкретном значении термин Реализм обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом Реализме 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с другими направлениями в 20 в. (вплоть до современности).

Прологом реализма как самостоятельного направления стало искусство Возрождения («ренессанс реализм»), от которого через европейскую живопись 17 в., «просветительский реализм» 18 в. тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло и было сформулировано в литературе и изобразительном искусстве понятие реализма.

Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Особенности Реализма:

Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Представители Реализма в различных видах искусствах 19-20 вв.:

Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий, Стендаль,Маковский В. Е., О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, Г. Курбе, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Примеры Реализма:

Маковский В.Е. Приезд учительницы в деревню.

Маковский В.Е. Посещение бедных.

Маковский В.Е. Ожидание.

Маковский В.Е. Ночлежный дом.

Маковский В.Е. Любители соловьев.

Маковский В.Е. Литературное чтение.

Маковский В.Е. Крах банка.

Маковский В.Е. Вид на плёс.

Маковский В.Е. В ожидании аудиенции.

Реализм

Реализм (фр. realisme от лат. realis – действительный) – направление в искусстве и литературе в соответствии с которым предметы окружающего мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Реализм возник в 50-х годах XIX века во Франции. Буржуазно-демократическая революция 1948 года не оставила равнодушными никого: даже люди искусства почувствовали новые веяния и, взбунтовавшись против романтизма, господствовавшего в живописи и литературе с конца XVIII века, объявили о начале новой эры – эры реализма. Впервые этот термин был использован французским литературным критиком, писателем и журналистом Жюлем Шанфлёри (Jules Champfleury).

Реализм, как типичный революционер, восстал против старых устоев романтизма: преувеличения, излишнего драматизма и эмоциональности. Вместо этого реалисты представили публике реальную жизнь во всей своей красе, не избегая неприятных или даже грязных моментов. Интерес к реализму совпал с возникновением фотографии. И фотографы и реалисты пытались показать жизнь такой, какая она есть.

Родоначальниками реализма обычно считают Гюстава Курбе (Gustave Courbet), Жана Франсуа Милле (Jean-François Millet), Оноре Домье (Honoré Daumier) и Жана Батиста Камиля Коро (Jean-Baptiste-Camille Corot). Параллельно с художниками к реализму пришли и писатели: Эмиль Золя (Émile Zola), Оноре де Бальзак (Honoré de Balzac) и Гюстав Флобер (Gustave Flaubert).

Несмотря на вполне нейтральное название этого направления живописи, реализм для своего времени был весьма прогрессивен и, порой даже, экстремален. Стоит вспомнить знаменитую работу Гюстава Курбе «Происхождение мира». Вообще, реализм был склонен изображать сцены из жизни простых людей, тогда как предшествовавший ему романтизм отдавал предпочтение знати.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Темнокожий индеец в стиле Реализм, Портретизм, Цветная Плечо

Со временем движение французских реалистов проникло и в другие европейские страны. Например, в России реалистов представляли т.н. передвижники, оказавшие огромное влияние на развитие живописи в стране. Это, в первую очередь, И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ге и В. Перов. Особого упоминания заслуживает Илья Репин, как ключевая фигура русского реализма. Большинство его работ, например «Бурлаки на Волге», «Не ждали» или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», стали классикой не только реализма, но и русской живописи в целом. А такой подвид реализма, как соцреализм, стал господствовать в искусстве не только СССР, но и всех стран бывшего соцлагеря.

В Италии представителями реализма были веристы группы «Маккьяйоли», а в США – «Школа мусорного ведра», возникшая на стыке XIX и XX веков. Реализм, кажется, проник всюду. Даже в Австралии в конце XIX века появилась группа художников т.н. «гейдельбергской школы». Чуть позже их назовут австралийскими импрессионистами и в этом нет ничего удивительного. Имперссионизм, как и натурализм – это две ветви живописи, которые родились именно из реализма.

Реализм

В искусстве реализмом называют попытки правдивого изображения реальной действительности. Но поскольку все понимают при этом, что реальные люди не состоят из буковок и бумаги, красок и холста, и не имеют цифровых аналогов — речь идет не об изображении реальной жизни как таковой, а о создании у реципиента как можно более достоверной иллюзии того, что автор изображает реальную жизнь.

Откуда это пошло [ править ]

Сама реалистическая манера есть гибрид исторического романа в духе Скотта и барочного плутовского романа.

Если посмотреть в исторические романы что барокко, что классицизма, нетрудно убедиться, что от исторического в них только имена и география. Что «История Расселасса, принца Абиссинского», что «Царевна Вавилонская», что «Кир Великий» вообще лишены каких бы то ни было примет времени, описания обычаев, вооружений и т.п. Персонажи перемещаются из царства в царство, но везде находят всё тех же пастухов, королей, принцесс и рыцарей.

Вообще, классицизм романы не жаловал и считал сугубо низкой литературой. А романтизм предпочитал роман готический, с ужасами и тайнами и не особо интересовался, на какие доходы живут обитатели зловещего замка. Однако уже тогда в моду входят реалистические светские повести из жизни сливок общества.

Романтики начинают возрождение народной культуры. Они собирают баллады и пишут в подражание свои, собирают сказки, покупают лубочные книжки и пишут такие же, но для более образованной аудитории. Собственно, именно этим и поразил читателя Вальтер Скотт: книги про рыцарей были и до него, но Вальтер Скотт показал нам именно английских и шотландских рыцарей, сермяжных и посконных и не таких, как французские.

Собственно, реализм и соединил эту любовь к достоверности с немного холодным отстранением в духе классицизма.

Бальзак (тоже начинавший с исторических романов) заложил канон реализма. Он описывает напряжённый конфликт с участием человека определённого рода занятий и показывает, как этот конфликт зависит от прошлого замешанного в него человека. И при этом насыщает текст реальными привязками к городам, домам, улицам и персонажам других романов из цикла. И всё это отстранённым тоном, как бы намекающим, что даже если персонаж погибнет, мир от этого существовать не перестанет.

По большому счёту, приёмы реализма стоят на том, что Кольридж называл подавлением недоверия. Мы, может быть, и не верим, что могли существовать люди вроде Гобсека или Евгения Онегина. Но они настолько достоверно выписаны, что мы не сомневаемся: они могли существовать.

Именно на стыке романтических ужасов и подробностей реализма зарождается фантастика, как мы её знаем сейчас. Там подавление недоверия работает ещё сильнее. Спокойным, серьёзным тоном описываются самые невероятные события и читатель поражён: призрак старого графа так же реален, как был реален при жизни сам старый граф.

Как это происходит [ править ]

Искусство от самого начала проворачивает с реципиентом один и тот же номер: каждый художник описывает как объективные явления, существующие независимо от него и реципиента, так и своё субъективное восприятие этих явлений. А поскольку у реципиента уже сформировалось своё субъективное восприятие этих явлений, в сумме получается интересный стереоскопический эффект: реципиент воспринимает иллюзорный мир художника как точную «трёхмерную» копию настоящего мира. То есть, правильный реализм в искусстве прямо противоположен протокольному перечислению деталей — как и любой деятель искусства, реалист творит иллюзию, которая должна восприниматься читателем «как жизнь» — а значит, быть «более жизненной», чем жизнь.

Элементы реализма присутствуют в любом искусстве, потому что не родился ещё художник, способный измыслить нечто, начисто оторванное от реальности. Так устроен наш мозг, он воспринимает и обрабатывает именно её, родимую. Метод реализма не в том, чтобы насовать в произведение как можно больше реалистичных деталей, он в том, чтобы реципиент поверил: ему рассказали правдивую историю человека в реальных обстоятельствах.

Не врубаетесь? Давайте на пальцах. Вот я, художник, хочу увлечь вас, читателя, своим повествованием. В центре этого повествования — обычный человек, такой же, как вы. Моя задача — чтобы вы уже на второй странице/тридцатой секунде подумали: «Ёлки-палки, это же прямо как про меня!». Что я для этого делаю? Думаете, я начну повествование прямо с того, как вы просыпаетесь, идёте в ванную и чистите зубы? Возможно. А может быть, я начну с того, как вы едете общественным транспортом на работу. Или с того, как в обеденный перерыв вы топчетесь с ноги на ногу в очереди в столовую. Усекаете? Я буду описывать вас в типичных для вас обстоятельствах.

Но если я посвящу всё произведение тому, как вы двигаетесь по жизни с каждой новой минутой приближаясь к смерти, я не донесу до вас свой художественный месседж, потому что вы, зевая, захлопнете книгу/отключите видео. Чтобы этого не произошло, я, писатель, заманив вас в ловушку типичных обстоятельств, вышибаю у героя почву из-под ног при помощи какого-то события, которое в принципе может случиться с каждым из нас, но на самом деле происходит раз в жизни. Ну, два. Ну, три-четыре. Улавливаете? Я нагло подсовываю вам нетипичную ситуацию, но вы, зная, что это в принципе может случиться с каждым из нас, принимаете на веру то, что эта ситуация вполне типична.

Всё, вы готовы. Вы у меня в плену. Теперь буду делать что хочу. Теперь я буду мотать героя по перипетиям, наложение которых в реальной жизни крайне маловероятно, но иллюзия «типичности» героев и их конфликтов будет держать вас в уверенности, что «так оно и есть на самом деле».

Ну, например: в маршрутке/очереди в столовую герой встречает девушку, полумесяцем бровь. Он влюбляется, а она оказывается стервой. Я, автор, вложу в этот образ все, что я знаю о женской стервозности. Девушка объединит в себе черты нескольких стерв, встреченных мной в реальности, и ещё кое-что я добавлю от себя. Она будет концентрированная стерва, тройной перегонки, стервее не бывает. Но если я правильно дозирую этот концентрат, вы, читатель, скажете: «Какая живая стерва получилась! Ну прямо как ***!» — и назовете имя своей знакомой стервы. Потому что я, сконцентрировав в героине все, что я знаю о женской стервозности, перегнул палку, в реальности таких стерв не бывает — но я зацепил что-то из вашего личного опыта, какая-то чёрточка моей стервы совпала с реальной чертой известной вам стервы, и готово дело: вы посчитали ее живой. А если бы я попросту вставил в рассказ одну из своих знакомых стерв, вы бы сказали: «Да ну, разве это стерва, это одно название. Вот *** — это, я понимаю, стерва!»

Уловили? Чтобы образ получился реалистичным, нужно сгустить краски.

Давайте рассмотрим с этой точки зрения какое-нибудь хрестоматийно реалистическое произведение. Например, «Преступление и наказание». Автор показывает нам столкновение двух главных героев: юноши бледного с горящим взором и шлюхи с золотым сердцем. Один совершает убийство, чтобы прояснить для себя кое-какие философские вопросы, другая жертвует собой ради семьи, идя на панель, но перед сном не забывает читать Евангелие. Разве мы на каждом шагу спотыкаемся о таких студентов, одержимых философией? Разве каждая проститутка в душе — невинный цветок? Ха-ха. Но в том-то и мастерство Достоевского как писателя, что он знает: каждый из нас встречал в жизни человека, настолько мерзкого, что нам в голову приходила, как Раскольникову, мысль: мочкануть бы его — и не жалко. Каждый из нас бывал вынужден наступить на горло собственной совести, чтобы накормить семью. Поэтому мы верим в Раскольникова и Сонечку.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки веер в стиле Олдскул, Ньюскул, Цветная Бедро

Именно по причинам выше, реализм (за очень редкими исключениями намеренных суровых деконструкций, реконструкций, антисюжета, антисеттинга и Эдгара По) является в первую очередь чертой писателя-профессионала и однозначно сильной стороной произведения, в котором он присутствует, ведь какое впечатление может оставить история, если в неё не получается хотя бы на мгновение поверить? Обыватель нередко путает реализм с нудятиной и бытовухой (т.е. с натурализмом), совершенно забывая, что в истории реально случались по-настоящему эпические события, и ещё большее количество вполне могло бы произойти.

Если сюжет романа пересказывать своими словами, получится надрывная романтическая драма в духе Шиллера. Но Достоевский настолько умело прописывает всю современную ему питерскую бытовуху, и так искусно погружает в нее героев, что мы ни секунды не сомневаемся в правдивости и самих характеров, и основного конфликта. Хотя надо бы.

Хронологически реализм следует за романтизмом и предшествует натурализму. Но это, вообще говоря, условно: одни и те же люди на протяжении жизни могли быть и романтиками и реалистами (например, Наше Всё) или даже на протяжении одного произведения сочетать романтические и реалистические методы (типично для Бальзака).

Значение слова реализм

реализм в словаре кроссвордиста

реализм

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. Критический р. Р. русской литературы 19 века.

Ясное и трезвое понимание действительности при осуществлении чего-н. Политический р.

прил. реалистический, -ая, -ое. Реалистическое искусство. Р. стиль. Р. взгляд на жизнь.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.

Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве.

м. Способность ясно понять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

РЕАЛИЗМ в искусстве

понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

РЕАЛИЗМ (от ср. -век. лат. realis — вещественный, действительный) в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный — направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители — Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «реализм»:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «реализм»:

Википедия

Реали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму .

Реали́зм — — направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен.

Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо , Вермеера и Веласкеса , импрессионизм Мане и Дега , нюненские работы Ван Гога , прецизионизм Эдварда Хоппера .

Реали́зм — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

  • Реализм
  • Реализм
    • Реализм
    • Реализм
      • Критический реализм
    • Реализм
    • Магический реализм
    • Социалистический реализм
  • Реализм

Реали́зм, в философии — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

В философском значении термин Реализм употребляется в трёх смыслах:

  1. реализм как направление, противоположное номинализму и концептуализму ( умеренному реализму ) в средневековой философии (проблема универсалий );
  2. реализм служит для обозначения философского направления нового времени, противостоящего идеализму . Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями; Эпистемологический реализм или объективизм рассматривает истинное знание независимым от знаний, представлений и верований отдельного субъекта познания. Эпистемологический реализм настаивает на идее, что наш чувственный опыт обеспечивает прямой, непосредственный доступ к объектам окружающего мира.
  3. реализм как направление, противоположное антиреализму в современной философии науки второй половины XX в.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «реализм»:

Примеры употребления слова реализм в литературе.

Дома были разряжены, как женщины, скоморохи и бабочки, буквы выглядывали из акантовых завитков, слагаясь в нравоучения, и чиновники, в соответствии с требованиями самого строгого реализма, были вдвое выше простолюдинов.

Выступая на Втором съезде советских писателей, Амаду говорил о творчестве бразильских писателей-коммунистов, которые стараются овладеть методом социалистического реализма и применить его в своих произведениях.

В творчестве английских реалистов в той или иной мере сочетаются трезвый, беспощадный реализм с элементами романтической критики, социально-обличительная, антибуржуазная природа реализма с романтическими образами и ситуациями.

Эта замечательная формулировка дает ключ к раскрытию антибуржуазной направленности реализма Теккерея.

Знаменательно, что формирование и расцвет творчества выдающихся представителей критического реализма в Англии — Диккенса, Теккерея, Гаскелл, Шарлотты и Эмилии Бронте — относится к 30-50-м годам, периоду, отмеченному двумя революционными подъемами, уточнившими и прояснившими отношения между различными социальными классами английского общества.

Обострение классовой борьбы в Англии, чартистское движение, поставившее перед писателями ряд важных социальных проблем, определили демократический пафос и реализм произведений Шарлотты Бронте и тот дух страстного протеста, которым пронизаны ее лучшие романы и творчество ее сестры Эмилии.

Пьесы Вебстера вобрали в себя основные элементы ренессансной эстетики и явились как бы последними вспышками реализма Возрождения в елизаветинском театре.

Произведения Вебстера, таким образом, стоят на грани между ренессансным реализмом и трагической символикой барокко, хотя характеры не утратили еще сложности и величия, присущих лучшим драматургическим образам английского Возрождения.

Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребенка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм Г.

Нынешний объективный, безличный всеобщий реализм есть вторичное смесительное упрощение, последовавшее за теплой объективностью Гете, Вальтера Скотта, Диккенса и прежнего Жорж Санда, больше ничего.

Отстаивая принципы реализма в теоретических статьях, Голсуорси следует им в своем творчестве.

Интеллектуалист Сенсуалист Идеалист Материалист Оптимист Пессимист Религиозен Безрелигиозен Индетерминист Детерминист, фаталист Монист Плюралист Догматик Скептик Это сопоставление затрагивает различные проблемы, уже знакомые нам по главе о номинализме и реализме.

Таковы падуанские фрески основоположника реализма в живописи Возрождения Джотто, в которых столько чистосердечия в человеческих взаимоотношениях.

Реализм — женственное, символизм — мужское, то есть то, что инициирует, то, что выходит за пределы.

Мне кажется, такое искусство, мужественное своим бесстрашием и женственное своим любвеобилием, мудрое сочетание радости и нежности к людям и к миру с зорким познаванием его темных глубин, можно было бы назвать сквозящим реализмом или метареализмом.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: realizm
Задом наперед читается как: мзилаер
Реализм состоит из 7 букв

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про тату: самая полная коллекция фото и видео