Реализм (Realism)

Содержание

Что такое реализм: кратко и понятно

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.02.2020 · Обновлено 25.02.2020

Реализм – это направление в искусстве или литературе, образовавшееся в конце XIX века. Главной его особенностью является правдивое изображение действительности, создание «типических характеров в типических обстоятельствах». Но понятие реализма – это термин, и более ничего, а чтобы разобраться в сути направления, необходимо не только знать его определение, но и его определяющие черты, принципы, философию и другие основы. Многомудрый Литрекон будет рад помочь Вам в освоении реализма.

История возникновения

Начало реализма стало концом другой культурной «пластинки», которая уже «заела». Он появился после романтизма, став его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, скучающих и противопоставленных обществу героев и экзотических мест, поэтому захотели обратить свой взор на реальную жизнь с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе – революции и войны, которые показали, что главными для человечества являются противостояния народов, сословий, общества и власти, а не личности и толпы. Однако, по большому счету, эпоха реализма началась уже при романтизме, ведь первые произведения подобной направленности появились параллельно с развитием романтического направления.

Традиционно основателями реализма (как в живописи, так и в литературе) считают европейских деятелей искусства: Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Гюстава Флобера, Оноре де Бальзака. Его «зарождение» относят к 1830-м годам XIX века. В России «зачатки» реализма можно найти еще в произведениях XVIII века. Например, неприятно поразившее Екатерину II творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако первый реалистический роман (просветительский) «Российский Жилблаз, или Похождение князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был создан Василием Трифоновичем Нарежным в 1813 году. Писатель типизирует обстоятельства, сатирически рисует действительность. Но для Нарежного не важны характеры своих героев, он изучает жизнь человека, её нравственные особенности (в этом будет состоять отличие просветительского реализма от классического).

Культура реализма сформировалась под влиянием важных социальных изменений. В странах Европы полным ходом шла демократизация, люди разных происхождений обретали право голоса и борьбы за свои интересы. Поэтому и в литературе, и в живописи, и даже в музыке начали искать трибуну для самовыражения разночинцы, мещане и даже представители низших сфер. Они-то и спешили показать романтичным и изнеженным господам, как живется в реальной жизни, лишенной огромного наследства и баснословных перспектив. Становление реализма и само по себе во многом поспособствовало демократизации общества.

Данное направление многогранно и объемно, его сложно уместить в одну систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, концепция у каждого своя):

  • Просветительский реализм (XVII-XVIII век). Основная цель – приобщение человека к творчеству, морали или определенной философии, а также культивирование разума и нравственного долга. Самый известный пример – «Приключения Робинзона Крузо», где Д. Дефо пропагандирует веру в Бога, упорный труд и стойкость на примере человека, который попал на необитаемый остров.
  • Критический реализм (формируется в 1830-е годы, 1840-1890-е). Для него характерна обличительная направленность произведений. Писатели описывают неприглядные реалии жизни во всей красе. Пример – «Записки охотника» И. Тургенева. Там автор демонстрирует нелегкое бремя крепостного права, которое давит такой талантливый и оригинальный русский народ.
  • Социалистический реализм (1920-1980-е гг.). Идеалистическое (и не очень) изображение нового, «перестроенного» общества. Например, в романе М. Шолохова «Поднятая целина» изображается болезненный процесс коллективизации в деревне.

Основные черты и признаки

Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:

  • отображение мира таким, какой он есть;
  • соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
  • зависимость героев от социальных условий;
  • внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
  • типизация героев;
  • в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).

Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.

Суть и принципы

Философия реализма носит название «Tabula rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно. Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают (в соответствии с теорией) особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли. Суть реализма – в логике событий, доступной каждому мыслящему человеку. Бытие прозрачно, типично и абсолютно лишено мистики.

Таковы главные принципы и особенности реализма:

  • В произведении на первый план выходит авторское видение окружающей действительности. Изображаются, обличаются именно те общественные проблемы, которые кажутся писателю, художнику наиболее актуальными.
  • В деталях всегда можно увидеть эпоху, в которой было создано творение (на них нужно обратить особое внимание).
  • Обращение к историческим темам, личностям также свойственно автору-реалисту.
  • Герои произведений оказываются в типичных ситуациях (в основном – любовный конфликт, столкновение поколений, сословий, идей).
  • Появляются новые образы, которые впоследствии находят развитие в нескольких произведениях – «лишний человек» (Евгений Онегин, Печорин, Обломов), «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Макар Девушкин). Особое внимание уделяется внутреннему миру персонажей.
  • Некоторые авторы используют различные приемы психологизма (пейзаж, сны, портрет, речь).

Герой

Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».

Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).

Черты героя реализма:

  1. Типичность: он принадлежит к какой-то социальной группе и воплощает в себе все ее признаки;
  2. Многогранность характера: он проявляет себя по-разному, в зависимости от обстоятельств;
  3. Приближенный к реальности внешний вид и характер: писанная красавица тоже имеет изъяны, а уродливый старик – искру в глазах.

Виды, жанры и темы

Социалистический

Социалистический реализм возник в 20-е годы прошлого века. Самый яркий и доступный литературный пример – советский реализм (М. Горький, М. Шолохов и другие). В живописи: И. И. Бродский, Е. П. Антипова, А. А. Пластов.

Тематика, особенности и специфика направления:

  1. Изображение действительности, изменившейся в результате последствий социалистической революции.
  2. Темы преимущественно социальные и политические.
  3. Идея автора должна соответствовать социалистическому вектору развития общества.
  4. Искусство в эту эпоху было обязано служить народу, поэтому он – главный герой книги.
  5. Задача произведения состояла в том, чтобы воспитать в человеке дух коммунизма.
  • Изображение картин жизни простого народа.
  • Отражение стремления народа к совершенствованию, к улучшению общества (идейная составляющая).
  • Достоверная точность изображения.

У истоков жанра стоял М.Горький. Именно он официально объявил термин «социалистический реализм» в 1934 году. В этом направлении творили такие писатели, как Шолохов («Поднятая целина»), Александр Серафимович («Железный поток»), А.Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Н. Островский («Как закалялась сталь»). К писателю предъявлялись особые требования, в которых выражалась суть принципа социалистического реализма. Ему необходимо было опираться в своих произведениях на установки партии, идеализировать социалистическое общество, в центре – положительный, трудолюбивый герой, не сомневающийся в правильности своего выбора. Роман-эпопею Шолохова «Тихий Дон», например, нельзя отнести к соцреализму: он может вызвать сомнения у советского человека. А вот его же «Судьбу человека» или «Поднятую целину» — можно.

В произведениях соцреализма поднимаются темы единства народа, значимости труда, создания счастливого будущего. Для них характерны проблемы отступничества и предательства, паразитизма и жестокости прошлых эпох, нищеты и рабства.

Основные литературные жанры:

Критический

Критический реализм был сформирован в 1830-е годы. В этом жанре творили основные деятели эпохи: Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Основные принципы этого направления – «дух отрицания» и «дух анализа». Также к ним относятся:

  • Обличение социальных пороков.
  • Критика общественных устоев.
  • Тщательное исследование, изображение действительности.

Н.В. Гоголь в своих произведениях обличает такие пороки общества, как чинопочитание, лицемерие, ведение праздного образа жизни. Он создает образ типичного русского города, жители которого – малограмотны, глупы, пусты. В лирических отступлениях поэмы «Мёртвые души» Гоголь затронул почти все проблемы русской действительности: положение писателя, однообразие жизни, сложившиеся человеческие характеры, сколоченные примитивно и пошло (о «толстых» и «тонких»).

Особенно важно, что жанры критического реализма были весьма многогранны, и ошибочно считать, что в него вписывается только деятельность литераторов. Например, В. Г. Белинский был критиком, но его статьи и письма тоже принадлежат к этому направлению.

В живописи к реалистам подобного склада можно отнести художников-передвижников: Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин и т.д.

Просветительский

Это направление сложилось в эпоху Просвещения. Основная тематика – вера в человеческий разум, стремление к гармонизации общества через культурное развитие. Писатели исходили из философского догмата, в соответствии с которым все люди рождаются на свет чистыми как белый лист бумаги, и только от их общества зависит, кем они станут. Поэтому литература становится назидательной, в ней проскальзывают прямые нравоучения.

Провозглашается свобода личности, а также такие нравственные ценности, как доброта, честность, благовоспитанность, строгие моральные устои. К жанрам просветительского реализма относят роман, комедию, трагедию, даже лирическую песню. В этом направлении писали: Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Вольтер, И.В. Гете, Д. Дефо.

Магический

Истоки магического реализма уходят в далёкое прошлое: ещё древние индейские цивилизации (ацтеки, майя, инки) мыслили, веровали в этом направлении. Магический реализм подразумевает способность видеть, изображать чудесное, необычное в окружающей действительности. Основные элементы направления:

  • использование символов, образов;
  • следование фольклорным традициям;
  • нередко происходит искажение временного пространства;
  • наличие фантастических элементов;
  • в литературе возможно использование такого тропа, как гротеск;
  • дли живописи характерно использование небольших деталей даже на крупных полотнах
  • как правило, в центре внимания – обыденные предметы, ситуации, изображенные с другой, нереальной, стороны.

К магическому реализму можно отнести некоторые романы, сказки, рассказы, повести. Это и есть самые частые жанры этого направления

Примеры из литературы: Г. Г. Маркес «100 лет одиночества»; Н. В. Гоголь «Нос»; А. С. Пушкин «Пиковая дама».

Примеры из живописи: творчество М. А. Врубеля.

Классический

Классический реализм подразумевает обращение к внутреннему миру личности, социальный детерминизм. Важную роль в формировании мировоззрения героя играет общество, которое окружает персонажа. Герой «подвергается» разным испытаниям: любовным, испытанием дружбой, честью. Также авторы могут помещать на страницы своих произведений исторические события, реальных личностей. Тематика соответствующая: любовь, конфликт поколений, честь и бесчестье, добро и зло и т.д. Писатель с помощью методов психологизма раскрывает характер своего персонажа, а в его характере мы видим сословие или эпоху. К этому направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Мотыль в стиле Черно-Серая Лопатки

Примеры из живописи: творчество К. Брюллова, В. Боровиковского и т.д.

Представители и примеры

В литературе

XIX в. – А.С. Пушкин ( «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.В. Гоголь («Портрет», «Мёртвые души», «Шинель»), И.С. Тургенев (Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»), Ф.М. Достоевский («Бесы», «Преступление и наказание»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), М.Е. Салтыков-Щедрин(«История одного города»), И.А. Гончаров («Обломов»).

XX в. – А.П. Чехов («Вишнёвы сад», «Смерть чиновника»), И.А. Бунин («Окаянные дни», «Тёмные аллели»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»), А.П. Платонов («Чевенгур», «Котлован», «Усомнившийся Макар»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).

В живописи

К первым живописным реалистам относятся: Илья Репин, Оноре Домье, Гюстав Курбе, Франсуа Милле.

В России такое направление, как соцреализм отразился не только в литературе, но и в живописи. В этом направлении творили: Б. Иогансон, Ф. Решетников («Опять двойка»), А. Бубнов («Утро на Куликовом поле»), С. Герасимов («Колхозный праздник»).

Также в XX веке появляется новое направление: сюрреализм. К нему относят работы следующих авторов: Сальвадор Дали («Постоянство памяти», «Лицо войны»), Рене Магритта («Сын человеческий», «Гонконда»).

В музыке

Крупнейшие представители реализма: М. Глинка («Иван Сусанин»), М. Мусоргский («Борис Годунов»). Основные черты их произведений – народность, изображение страданий русского человека, его нелёгкой судьбы. В центре – внутреннее состояние человека, исторические события.

Структурный реализм: информационная версия Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролов Константин Геннадьевич

В статье рассматривается онтология структурного реализма в эпистемической и онтической формах. Кратко описывается предыстория развития каждого из этих течений. Основной акцент сделан на одной из наиболее современных версий данного направления — информационном реализме . Сам термин информация вводится как мера определенности в рамках того или иного разнообразия. В числе достоинств подобного подхода отмечается возможность формулирования более ясной и последовательной теории познания на основе концепции информационного структурного моделирования. Среди же тех трудностей, с которыми сталкивается эта теория, следует выделить ключевую роль познающего субъекта в рамках онтологических построений. Также рассматриваются дальнейшие перспективы ее развития, и среди них — создание теории информационной причинности.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Фролов Константин Геннадьевич

Structural realism: an informational version

The article deals with the ontology of structural realism in its epistemic and ontic forms. It outlines the background of the development of each of these trends. The author focuses on one of the latest versions of structural realism — an informational realism . The possibility of formulating a clear and coherent theory of knowledge which is based on the concept of information structural modeling is regarded as an advantage of this approach. The role of the subject of knowledge in the ontological constructions is cons >information realism. Some ways of its development, especially the creation of the theory of information causality, are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Структурный реализм: информационная версия»

УДК 141 Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2020. Вып. 2

СТРУКТУРНЫЙ РЕАЛИЗМ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ1

В истории самых разных эпох и цивилизаций можно найти персонажей, утверждавших, что вся наша жизнь, весь окружающий мир, как мы его знаем, — это лишь иллюзия, кажимость. Но вместе с тем всегда хватало сторонников и у «здравого смысла»: весь повседневный жизненный опыт указывает на то, что окружающие вещи существуют реально, независимо от нас и что они в целом именно таковы, каковыми кажутся, иначе бы мы не могли ими пользоваться. За всю историю человечества у каждой точки зрения накопилось немало аргументов как в свою пользу, так и против позиции оппонентов. Одной из наиболее свежих теорий, отстаивающей реалистическую позицию, является концепция информационного реализма Лучано Флориди. Но вначале нам нужно сказать несколько слов о таком более широком явлении, как структурный реализм2, вариацией которого и является реализм информационный.

Термин «структурный реализм» был введен в 1989 г. Джоном Уорраллом [2] в противовес научному реализму, суть которого состоит в том, что все успехи науки, как экспериментальные, так и технические и прикладные, убедительно свидетельствуют о том, что те объекты и процессы, с которыми имеет дело наука, которые она исследует, описывает и предсказывает, существуют реально и независимо от исследователей. Причем именно в таком виде и смысле, в каком она их и описывает.

Структурный реализм на это приводит так называемый аргумент исторической (пессимистической) мета-индукции. Он состоит в том, что исторический опыт показывает, что теории, бывшие в свое время общепризнанными и даже позволявшие делать точные предсказания, со временем уступают место новым, более передовым теориям, а интерпретации и объекты старых теорий, такие как, например, эфир, признаются ложными и несуществующими. Соответственно, у нас и сейчас нет оснований в полной мере доверять той картине мира, которую нам рисует современная наука, поскольку в будущем она наверняка будет еще не один раз пересмотрена и многое опять же будет признано заблуждениями. Но дабы не впадать в глубокий скептицизм, структурный реализм отмечает тот факт, что хотя те самые теории прошлого, которые были признаны в свое время успешными и которые давали хорошие предсказательные результаты, а потом были пересмотрены, несли в себе ряд ошибочных интерпретаций происходящих событий, они вполне адекватно описывали их структуру. И как раз эти структуры, которые мы в разное время можем несколько по-разному описывать и интерпретировать,

1 Работа выполнена в рамках исследований по проекту «Идеализм, физикализм и психофизический дуализм как стратегии философского анализа человека», МК-1969.2020.6, грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых.

2 Более подробное рассмотрение проблем структурного реализма можно найти в статье Рината Нугаева, опубликованной в журнале «Analytica» [1].

Фролов Константин Геннадьевич — инженер-исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: Konstantin-Frolov@yandex.ru © К. Г. Фролов, 2020

но которые мы так или иначе реально наблюдаем во внешнем мире, и есть подлинный предмет нашего познания.

Было бы большим преувеличением считать подобные взгляды Уорралла абсолютно новым словом в философии. Скорее, имеет место возрождение интереса к некоторым идеям прошлого. В частности, сам Уорралл ссылается на слова Анри Пуанкаре: «Цель науки — не вещи сами по себе, как воображают в своей простоте догматики, но отношения между вещами; вне этих отношений познаваемой реальности не существует» [3, с. 124].

Структурный реализм условно разделяется на два направления: эпистемический и онтический. Первый — это своего рода версия неокантианства, которая утверждает, что хоть мы моделируем и таким образом познаем структуру взаимодействия объектов внешнего мира, сами эти объекты, их сущность и природа остаются для нас принципиально непознаваемы. Они есть «вещи в себе». Онтический же структурный реализм более радикален и утверждает, что те самые структуры и отношения, которые мы познаем, собственно и конституируют для нас определенные объекты, которым совершенно нет никакой необходимости приписывать какое-то собственное, независимое от системы существование.

Если эпистемический структурный реализм восходит своими корнями, как мы видели, еще к Пуанкаре, то истоки онтического структурного реализма можно обнаружить в философии нейтрального монизма Бертрана Рассела. В 1920-е годы у него выходят знаковые работы, такие как «Анализ материи» и «Очерки философии», в которых он и формулирует свою знаменитую онтологическую концепцию. Общая суть идей такова.

Когда наука рассматривает электрон или какую-то другую элементарную частицу, то в ее распоряжении есть определенные формулы и законы, определяющие поведение этой частицы в данных условиях, которые собственно и конституируют эту частицу как объект рассмотрения. То есть при таком анализе ее субстанциональность, телесность оказывается абсолютно вне рассмотрения, и она даже вовсе не требуется. Таким образом, электрон при нашем его рассмотрении является логической конструкцией, элементом некоей сложной структуры: «Материя перестала быть «вещью» и стала просто математической характеристикой отношений между сложными логическими структурами» [4, р. 290].

Это довольно непростой момент: как возможны структуры, состоящие, в сущности, «из ничего», и реально взаимодействующие объекты этих структур, не обладающие материальностью в привычном нам, «повседневном» смысле слова? Но, вероятно, прояснить эту идею способен пример с натуральным рядом. Мы вполне можем говорить о том, что натуральный ряд состоит из объектов, из чисел, которые в то же время есть элементы структуры. И именно эта структура и задает их свойства и определяет их как объекты. То есть они не представляют собой ничего, кроме элементов структуры с определенными правилами взаимодействия и отношения. При этом эти объекты хоть и нематериальны, но тем не менее существуют объективно и независимо от нас. И когда мы говорим об электроне, то в принципе ситуация обстоит до некоторой степени сходным образом: у нас есть структура, и в рамках этой структуры у нас есть формулы и уравнения, описывающие поведение электрона. И в этих условиях у нас уже нет необходимости приписывать электрону никакой телесности, поскольку это в любом случае не то, что мы описываем, и не то, что могло бы играть какую-то роль в нашей модели. Мы не описываем, как электрон выглядит, какой он на ощупь и т. д. Он вообще никак

не выглядит, и это очень важно. Поскольку в некотором смысле он никак не выглядит в том же смысле, в котором никак не выглядит семеричность.

Теперь, после того как мы уяснили для себя основную идею структурной онтологии, нам следует предпринять усилия для того, чтобы вывести из получившейся конструкции картины мира все то, что привнесено в нее нашим видением, нашим моделированием, а именно все формулы и уравнения, все обобщающие и агрегирующие законы. Поскольку реально существуют не они, а именно отдельные взаимодействия, отдельные события. В итоге мы получаем полноценную онтологию в духе Бертрана Рассела: «Мы далеко ушли от идеи материи как разновидности «вещества» или «субстанции», из которых «создана» или «состоит» вселенная. Вместо этого с понятием излучаемой энергии мы приняли и онтологию событий, поэтому если спросить: «Что существует?» — то наиболее основательным ответом будет: «События»» [4, р. 293].

И все же, относясь с большим уважением к концепции Бертрана Рассела, нам следует признать, что понятие события едва ли может претендовать на звание «элементарного кирпичика» онтологии хотя бы уже потому, что оно несет в себе явно выраженный темпоральный, диахронический аспект. То есть всякое событие само по себе уже представляет собой некую диахроническую структуру. Поэтому имеет смысл продолжить наш анализ.

Итак, после того, как мы вывели из наших онтологических построений не только понятие субстанционального, телесного элемента, но и все уравнения, формулы, модели и теоретические обобщения, нам нужно внимательно посмотреть, что же у нас после этого осталось. Согласно теоретикам онтического структурного реализма, таким как С. Фрэнч и Дж. Лэдиман [5, р. 293], а также и Лучано Флориди [6], остались отношения между элементами структур. И главное из этих отношений — это отношение различия. Точки пространства различаются между собой и тем самым образуют структуру.

А когда мы заявляем в качестве основы нашей онтологии отношение различия, то отсюда уже один шаг до введения понятия информации как меры определенности в рамках того или иного различия (разнообразия). Более того, сами эти различия и есть информация. Таким образом, в рамках информационного реализма информация становится фундаментально важной онтологической категорией. На вопрос: «Что существует?» — он дает ответ: «Информация»3.

Самый тонкий ход в интеллектуальных усилиях информационного реализма связан с тем, чтобы сделать информацию объективно существующей вне актов мышления и теоретического моделирования субъекта. Иначе сама эта онтология останется лишь нашей интерпретацией происходящего, а мир по сути так и останется принципиально непознаваемым, даже не будучи «вещью» в привычном смысле этого слова.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Девушка в стиле Цветная Предплечье

Чтобы понять всю остроту этой проблемы, обратимся к тому примеру, который приводит сам Флориди в одной из своих статей [7]. Он рассматривает шахматную пешку и говорит о том, что она является по сути «информационным объектом». То есть то, что делает ее собственно пешкой, — это не материя, из которой она состоит, не вещество и даже не форма. А правила игры. Ее расположение на шахматной доске. И те ходы, которые согласно этим правилам ею можно сделать. И вместо самой деревянной или пластмассовой пешки у нас могла бы быть только картинка шахматной доски. И даже пешка могла бы быть на этой картинке не нарисована, а, например, обозначена буквой

3 Ср. с концепцией «К &от ЬИ» Дж. Уиллера [8].

«П». И даже просто запись партии до определенного хода тоже несла бы в себе информацию о расположении данной пешки на данной клетке и ее возможностях на данном ходу. Все это говорит о том, что информационная природа пешки, ее смысловое наполнение действительно превалирует по своему значению над ее материальным воплощением.

И все же проблема в том, что это наши правила. Это мы наполняем пешку смыслом. И без нашего участия, осмысления нет ни структуры, ни правил, ни пешек. И когда мы, желая быть реалистами, говорим о том, что, когда два компьютера играют друг с другом в шахматы, они играют в том же самом смысле, что и мы, в ту же игру и по тем же правилам, и в этой игре действительно существуют пешки, то нам стоит быть очень осторожными: возможно, мы просто выдаем желаемое за действительное.

Отчасти помочь информации обрести объективный онтологический статус может введение в рассмотрение особой информационной причинности, принципиально отличной по своей природе от причинности физической. Например, когда я прошу кого-нибудь дать мне шариковую ручку, то он протягивает мне ее не вследствие моего физического воздействия на него упругими колебаниями молекул воздуха определенной частоты, а вследствие переданной информации. С тем же успехом я мог бы написать и показать ему свою просьбу на бумажке. В обоих случаях его дальнейшее поведение было бы предопределено вовсе не физическим воздействием. Да, без физического взаимодействия подобное было бы невозможно, но и только лишь к нему не сводимо. По крайней мере, при моделировании этого процесса было бы в высшей степени неправильно игнорировать смысловое, информационное наполнение значков на этой бумажке и пытаться создать теорию воздействия «палочек и черточек» на поведение человека. На этот факт указывает и Х. Патнем: «линия «сама по себе» не репрезентирует что бы то ни было в большей степени, чем нечто иное» [9, с. 14].

При этом понятно, что нам такое стремление к информационной онтологии дает: мы тем самым пытаемся найти путь для ответа на извечный философский вопрос о соотношении бытия и мышления. И в такой форме мы можем говорить, что мышление есть информационный процесс, но в то же время и бытие есть по своей природе тоже информационный процесс. И именно поэтому они могут сочетаться, взаимодействовать, существовать, грубо говоря, «одно в другом» и иметь в своем содержании нечто общее — структуры. Это и к вопросу о подчас удивительной «пригодности» математики для описания мира. И к вопросу о квалиа, которые уже сейчас нередко переопределяются в терминах «состояний информированности», т. е. информационного моделирования внешней, удаленной структуры с помощью внутренних структур организма. А Д. Деннет утверждает, что само сознание — это «громадный комплекс ме-мо-эффектов в мозге, организованный как структура, сделанная скорее из правил, чем из проводов, с последовательной «тьюринговской» или «ньюмановской» архитектурой, накладывающейся на «параллельную архитектуру мозга» [10, р. 210]. Причем именно в рамках структурного реализма мы можем говорить о том, что эти наши внутренние модели отражают картину реально существующих внешних структур. И было бы в корне неверно понимать это просто как разработку некоей альтернативной терминологии.

Скорее, речь идет о том, что структурный реализм может быть весьма прочным фундаментом для последовательных современных эпистемологических построений (например, для экологического подхода к зрительному восприятию Дж. Гибсона [11]). В то же время, когда речь заходит о метафизической проблематике, особенно применительно

к онтологическим построениям, информационная версия структурного реализма оказывается перед опасностью необоснованного гипостазирования содержания наших мыслительных актов, она как бы «онтологизирует» их наполнение. Такого рода сближение механизмов мышления с механизмами функционирования процессов действительности заманчиво и перспективно, с одной стороны, и достаточно спекулятивно и рискованно — с другой. Поэтому делать окончательные выводы о будущем данного направления философской мысли пока преждевременно.

1. Нугаев Р. Внутренний реализм и объективность научного знания // Analytica. № 5. 2020. С. 1-35.

2. Worrall J. Structural Realism: The Best of Both Worlds? // Dialéctica. 1989. N 43. P. 99-124.

3. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. М., 1983.

4. Russell B. An Outline of Philosophy. London, 1970. P. 290.

5. Ladyman J. What is structural realism? // Studies in History and Philosophy of science. 1998. N 29. P. 409424.

6. Floridi L. Against Digital Ontology // Synthese. 2009. Vol. 168, Issue 1. P. 151-178.

7. Floridi L. A defence of informational structural realism // Synthese. 2008. Vol. 161, Issue 2. P. 219-253.

8. Wheeler J. Information, physics, quantum: The search for links article // Complexity, Entropy, and the Physics of Information. 1990.

9. Патнем Х. Разум, истина, история. М., 2002.

10. Dennett D. C. Consciousness Explained. Boston, 1991.

11. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

Статья поступила в редакцию 19 декабря 2020 г.

Реализм в русской литературе

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Реализм в русской литературе XIX века

Реализм сменил ранее господствовавший в литературе романтизм. В России реализм зародился в 1830-ые годы, достигнув расцвета к середине века. Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощрённых приёмов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Реалисты используют обычные, порой даже обыденные образы, перенося на страницы своих книг реальной такой, какая она есть.

Как правило, произведения, написанные в духе реализма, отличаются жизнеутверждающим началом. В отличие от романтических произведений, в которых острый конфликт между героем и обществом редко заканчивался чем-то хорошим.

Реализм стремился найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону.

Отдельно стоит выделить критический реализм, направление, активно развивавшееся в середине XIX века и вскоре ставшее ведущим в литературе.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Развитие русского реализма связывают в первую очередь с именами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. В их произведениях жизнь героев впервые начала сопровождаться подробным и соответствующим действительности социальным фоном.

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были — яркими и, главное, противоречивыми. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Русскому реализму XIX было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права. Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России — все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Появление критического реализма, целью которого было затронуть самые животрепещущие проблемы, напрямую связано с ситуацией в России.

Некоторые произведения русских писателей-реалистов XIX века:

  1. А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»;
  2. М.Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени» (с чертами романтизма);
  3. Н.В. Гоголь — «Мёртвые души», «Ревизор»;
  4. И.А. Гончаров — «Обломов», «Обыкновенная история»;
  5. И.С. Тургенев — «Отцы и дети», «Рудин»;
  6. Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот»;
  7. Л.Н. Толстой — «Анна Каренина», «Воскресенье»;
  8. А.П. Чехов — «Вишнёвый сад», «Человек в футляре»;
  9. А.И. Куприн — «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма».

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление — символизм.

Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность. Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя.

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

  • Критический реализм. Приверженцы этого течения придерживались традиций классического реализма, заложенных ещё в XIX веке, и в своих произведениях акцент делали на влияние общества на реалии жизни. К этому направлению относятся произведения А.П. Чехов и Л.Н. Толстого;
  • Социалистический реализм. Появился в эпоху революции и был характерен для большинства произведений советских авторов;
  • Мифологический реализм. Это направление переосмысляло исторические события через призму легенд и мифов;
  • Натурализм. Писатели-натуралисты в своих произведениях изображали реальность максимально правдиво и подробно, а оттого часто неприглядно. Натуралистскими являются «Яма» А.И. Куприна и «Записки врача» В.В. Вересаева.

Герой в литературе реализма

Главные герои реалистических произведений, как правило, много рассуждают, анализируя мир вокруг и мир внутри себя. После долгих раздумий и умозаключений они совершают открытия, которые помогают им понять эти миры.

Реалистическим произведениям свойственен психологизм.

Психологизм — изображение к произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Психическая и идеологическая жизнь человека становятся объектами пристального внимания писателей.

Важно отметить, что герой реалистического произведения — это не человек, каким он является в реальной жизни. Это во многом типический образ, который часто бывает богаче личности реального человека, который изображает не столько отдельную личность, сколько общие закономерности жизни определённой исторической эпохи.

Но, безусловно, герои литературы реализма больше прочих похожи на реальных людей. Похожи настолько, что часто «оживают» под пером писателя и сами начинают творить свою судьбу, оставляя своего создателя сторонним наблюдателем.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Скачать Реализм EOL’a 1.4 Одобрено

EOL’s Realism Mod

Реализм EOL’a — глобальный плагин, основной целью которого является улучшение геймплея и исправление неувязок игрового процесса. В отличие от других подобных модов, не превращает игру в «избиение беспомощного протагониста», а старается разнообразить игровой процесс и привнести в него нечто новое. Состоит из двух независимых файлов, которые могут быть установлены как вместе, так и по отдельности.

Особенности файла НПС:
1. Спутники, атронахи, враги, а также стражники развиваются вместе с главным героем.
2. Спутники обзавелись уникальными способностями, мощность которых повышается в зависимости от их уровня.
3. Изменен баланс врагов, теперь они имеют в своем арсенале собственные заклинания и способности, не выходящие за рамки «лора».
4. Добавлено несколько новых видов драконов и Криков.
5. Некоторые имена противников были изменены, в соответствие с их рангом.
6. Изменены способности, заклинания и одежда некоторых НПС.
(Например: Жрец Аркея владеет магией Восстановления; придворные маги и Хускарлы носят одежду/броню, цвет которой соответствует владению).
7. Изменен ассортимент торговцев, теперь он соответствует товарам, которые расположены на прилавках.
(Например: Мясники продают мясо, шкуры; зеленщики продают овощи/фрукты и некоторые алхимические ингредиенты).
8. Изменен инвентарь убитых существ, дабы придать большей реалистичности.
(Например: Призраки имеют в инвентаре только эктоплазму; волки больше не прячут в своих «кармашках» ювелирные изделия).
9. Некоторые персонажи обзавелись собственным боевым классом, более подходящим их характеру.
10. Расширен список НПС на которых можно жениться/выйти замуж, при условие, что вы им помогли (выполнили квест).
11. Изменена временная шкала, 1 минута реально времени соответствует 10 минутам игрового времени.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Волосатый лев в стиле Реализм, Цветная Плечо

Совет: Бранд-Шей в Рифтене, будет продавать товары Солстхейма, даже если вы не начали квест Драконорожденного.

Особенности файла Предметы:
1. Снижен переносимый вес, добавлена зависимость грузоподъемности от расы.
2. Вес предметов изменен в соответствие с реальным весом и измеряется в фунтах (1 фунт = 0.45 кг).
3. Септимы, отмычки и ключи теперь имеют вес, несмотря на то, что он не указан в инвентаре.
4. Изменена цена предметов. Золото, серебро и драгоценные камни стоят намного дороже.
5. Изменен урон от оружия и защита у брони в соответствие с их весом и материалами, из которых они были изготовлены.
6. Заостренные мечи имеют более высокий шанс нанести критический урон.
7. Изменено зачарование Амулетов Девяти.
8. Изменены и сбалансированы Благословения Девяти.
9. Зелья и яды были переименованы, для более быстрого использования.
(Например: Зелье здоровья*, Зелье здоровье**, где количество звездочек определяет мощность зелья/яда; Самыми мощными являются — эликсиры).
10. Изменены рецепты кулинарии.

Совет: Небольшой урон Эбонитового оружия компенсирует его шанс критического удара и при заточке оного, может обходить по урону в секунду любое другое оружие.

Планы на будущее:
Добавить патч для USSEP (Сейчас можно играть и без него с установленным USSEP).
Удалить временную шкалу (Будет опциональным файлом).
Добавить еще больше изменений в рецептах кулинарии, кузнечного дела.
Изменить Сокровищницу в Маркарте на ювелирный магазин, с наибольшим количеством денег во всем Скайриме, что позволит игроку продавать самые дорогие вещи.
Исправить незначительные ошибки.

Совместимость:
Будьте осторожны с модами, которые изменяют характеристики НПС или предметов.
Файл Предметы не будет изменять характеристики стороннего оружия, добавленного модами, к броне это также относится.
Располагать плагин как можно ниже в списке установленных плагинов.

Требования:
Skyrim special edition.

Установка:
Разархивируйте и скопируйте содержимое папки в steam/steamapps/common/Skyrim Special Edition/Data.
Активируйте скопированные файлы в игре (вкладка «Модификации»).

Реализм против антиреализма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА»

ФАКУЛЬТЕТ ЭЛЕКТРОСИСТЕМЫ И ТЕХНИКИ

Реферат по философии

На тему: Номинализм и реализм — нескончаемый спор

Выполнила: студентка группы ВТ-12 Ушков И. П.

Проверил: Тихвинский П. Н.

Рецензия

Содержание

III. Реализм против антиреализма

IV.Аргументы за реализм и против реализма

V. Критический реализм

1. Античная философия
2. Средневековая философия
3. Философия Возрождения и Новоевропейская философия
4. Современность

VIII.Борьба номинализма и реализма в средневековой философии

XIII.Список используемой литературы

XIV.Список интернет ресурсов

Номинализм и реализм — нескончаемый спор

Введение

Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времён в Платоне видят свой прототип.

Философская проблема в схоластике[2] рассматривалась не вполне свободно; в исследованиях вопроса господствовала или по крайней мере к ним присоединялась теологическая точка зрения. В схоластической философии поводом к спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия «о пяти гласах, поднимавшая вопрос о значении родов и видов. В течение этого спора, длившегося с XI в. до XIV-го и перешедшего и в новую философию, были высказаны наряду с радикально противоположными мнениями многие посредствующие точки зрения. Несомненно, что реалистическая точка зрения более подходила к догматической христианской; поэтому номинализм был сначала преследуем, а потом на него не переставали смотреть более или менее подозрительно. Хотя номинализм и оказал существенную услугу свободе философского исследования, но уже Риттер заметил, что ему совершенно неправильно приписываются либеральные тенденции (стоит лишь вспомнить Гоббса); точно так же совершенно неосновательно мнение, будто победа номинализма — окончательная.

Реали́зм — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:

1. реализм как направление противоположное номинализму и концептуализму[1] (умеренному реализму) в средневековой философии (проблема универсалий);

2. реализм служит для обозначения философского направления нового времени, противостоящего идеализму. Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями; Эпистемологический реализм или объективизм рассматривает истинное знание независимым от знаний, представлений и верований отдельного субъекта познания. Эпистемологический реализм настаивает на идее, что наш чувственный опыт обеспечивает прямой, непосредственный доступ к объектам окружающего мира.

3. реализм как направление противоположное антиреализму в современной философии науки второй половины XX в.

Реализм против индивидуализма

Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (то есть общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегелианства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, например, Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру).

Реализм против антиреализма

Существует три вида научного реализма: наивный, обычный и критический.

Наивный реализм — это позиция, разделяемая большинством людей с точки зрения здравого смысла. Согласно ей, мир таков, каким его представляет современная наука, те сущности, существование которых постулируется хорошо подкрепленной научной теорией, в действительности существуют.

Научный реализм постулирует существование объективной истины, целью научных теорий провозглашается открытие истины, движущей силой научного прогресса — приближении к истине. Научные теории, поскольку они истины, описывают реальность адекватно и сущности, которые постулируются хорошо проверенными теориями, существуют. Ричард Бойд выделил следующие виды реализма, в зависимости от исследуемых вопросов:

Онтологический реализм предполагает, что реальность, которая описывается научными теориями в целом не зависит от нашего мышления и теоретических допущений. Онтологический реализм отвечает на вопросы: какие сущности реальны? существует ли независимый от наблюдателя мир?

Эпистемологический реализм предполагает, что научные теории подтверждаются как истинные и, фактически, часто оказываются приближающимися к истине. Эпистемологический реализм отвечает на вопросы: возможно ли знание о мире?

Семантический реализм предполагает, что «теоретические термины» научных теорий указывают на реальные сущности, то есть теории должны интерпретироваться реалистически. Семантический реализм отвечает на вопросы: является ли истина объективным отношением языка и мира?

Соответственно, научный реализм предполагает, что научные теории стремятся дать истинное описание независимо существующей реальности. «Истина» означает в данном случае соответствие между языком и реальностью. Если научная теория истина, то ненаблюдаемые сущности, которые она постулирует — существуют. Александр Бэрд сформулировал пять тезисов научного реализма. Согласно Бэрду реалист утверждает о научных теориях, что:

· (a) они могут оцениваться в терминах истинности или приближения к истине;

· (b) их разумная цель — истина или приближение к истине;

· (c) их успех является свидетельством их истинности;

· (d) если они истинны, то ненаблюдаемые сущности, которые они предполагают, действительно существуют;

· (e) если они истинны, они будут объяснять наблюдаемые явления

Реализм (Realism)

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях – «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой.

Реализм в средневековой философии – один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих понятий, т.е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия – основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении реализма обычно выделяют два его вида: крайний реализм, считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Реализм в крайнем своем выражении из-за пантеистических тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в Средние века господствовал умеренный реализм.

Платонизм переработан в 3–4 вв. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира). Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму И.Росцелини, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждающего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле реализма развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.). Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме – как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» – как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме – как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т.е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный реализм серьезно поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значительная доктрина умеренного реализма появляется в 16 в. у Суареса. Средневековый реализм пытался осмыслить проблему общего и единичного, природу абстракций.

Реализм в современной философии – совокупность философских учений и школ, общая черта которых – признание реальности предмета познания, т.е. его независимости от сознания и познавательных актов. Признание объективности предмета познания в гносеологии связано в современном реализме с метафизическим противопоставлением субъекта и объекта как в гносеологическом, так и в онтологическом плане. Разрабатываются три варианта понимания познания: непосредственное познание, подразумевающее принципиальную однородность субъекта и объекта в онтологическом плане (неореализм, или «непосредственный реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «онтологическое» решение, признающее субъект и объект равноправными сторонами единого бытия (критическая онтология).

1. Пути реализма. М., 1926;

2. Луканов Д.М. Гносеология американского «реализма». М., 1968;

3. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии 20 в. М., 1978;

4. Harlow V. Ε. Bibliography and Genetic Study of American Realism. Oklachoma City, 1931;

5. Wild J. Introduction to Realistic Philosophy. N. Y., 1948;

6. Passmore J. A Hundred Years of Philosophy, rev. ed. N. Y., 1966;

7. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 1–2. В., 1957;

8. Taylor Η.Ο. The Medieval Mind, v. 1–2. Cambr., 1959;

9. Carré M.H. Realists and Nominalists. Oxf., 1961;

10. Copleston F.Α. Α History of Philosophy, v. 2–3. N. Y., 1962–63;

11. Stegmüller W. Glauben, Wissen und Erkennen. Darmstadt, 1967.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про тату: самая полная коллекция фото и видео