Психолог полагает, что татуировки Face – это признак определённых проблем

Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств

Curtis Michael ALLGIER. Татуировки и психопатия.

А.Д. Борохов
Госпиталь Кирьят-Шломо (Израиль)

Обследование пациента в психиатрии имеет специфические особенности. Формально его можно разделить на 2 части: вербальную (речевой контакт врача или медсестры с обследуемым) и оценку не­вербальных характеристик.

К неречевым элементам относятся внешний вид, походка, позы, действия, движения, мимика и жестикуляция, которые имеют характерные осо­бенности при различных видах психопатологии.

К атрибутам внешнего вида относятся одежда больного, его причёска, а также пирсинг, шрамы и татуировки, обнаруживаемые при физикальном осмотре. Физикалыный осмотр пациента или об­следуемого — неотъемлемая часть психиатриче­ского осмотра. На практике в силу тех или иных причин эта часть обследования производится средним медицинским персоналом и та инфор­мация, которую он получает, может помочь в поста­новке диагноза, выявлении скрытых или явных агрессивных тенденций, суицидальных попыток, злоупотребления психоактивными веществами, сексуальных отклонений и т.д.

Впервые татуировка упоминается в библейских текстах, в книге Левитов, причем с негативным оттенком: Бог говорит Моисею о запрете доброволь­ного повреждения человеческого тела с целью на­несения специфических «меток»; позже Папа Адриан I издаёт для христиан запрет на татуи­ровки. Подобные религиозные запреты сущест­вуют в иудаизме и исламе.

На протяжении многих веков татуировка ис­пользовалась как символ этнической или религи­озной принадлежности (у египетских жрецов, ранних христиан, крестоносцев), социального ста­туса в криминальном мире (якудза, триады), а также как признак его социального отчуждения (насиль­ственное татуирование — например, порядковые но­мера в концлагерях).

С середины прошлого века татуировка полу­чает широкое распространение в молодежной среде, особенно — в неформальных группировках (хиппи, панки, рокеры, металлисты, спортивные и музыкальные фанаты и т.д.). Так называемая мода на татуировки, появившаяся в конце 80-х годов про­шлого века, активно поддерживалась и поддержи­вается глянцевыми журналами путём публикации фотографий лиц, добившихся успеха в шоу-биз­несе, знаменитых спортсменов, удачливых бизнес­менов. Непременным акцентируемым атрибутом является наличие татуировки. Иными словами, та­туировка стала не только эталоном богемного об­раза жизни, но и символом избранности и успеха. По мнению многих мастеров-тату, татуировка отра­жает неповторимую индивидуальность личности, придает сексуальный шарм.

В настоящее время, взгляды специалистов на мотивы татуирования разделились: одни видят в татуировке дань моде, другие — влияние соци­альной среды, третьи — психопатологию.

Мы придерживаемся интегральной позиции, согласно которой наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характерологическими чертами и психопатологическими проявлениями личности. На практике изобразительная характеристика та­туировки, её групповая принадлежность и смы­словая нагрузка используются как для идентифи­кации личности носителя, его социальной и про­фессиональной принадлежности, так и — в ряде слу­чаев — для её психопатологической оценки.

Актуальность данной работы заключается в том, что она может значительно расширить список невербальных проявлений целого ряда психиче­ских и поведенческих расстройств. Добровольно нанесённые татуировки, как и другие невербальные признаки, могут играть существенную роль в диаг­ностике психических и поведенческих расстройств, особенно в случаях, когда обследуемый преднаме­ренно стремится ввести медицинский персонал в заблуждение, давая ложное объяснение смысла татуировки, вообще отказываясь что-либо объяс­нять или просто давая ответы типа «по глупости, по молодости».

За период 1987-2020 гг. нами было изучено 467 пациентов (412 мужчин и 55 женщин), имевших ис­кусственную дерматографию (татуировки) и нахо­дившихся под наблюдением психиатра.

В качестве углубленного объекта исследования были избраны молодые мужчины с клинически подтвержденным психиатрическим диагнозом, имевшие татуировки и наблюдавшиеся в специа­лизированных лечебных учреждениях России, Казахстана и Израиля. Предметом исследования стала изобразительная и смысловая интерпретация 1 576 татуировок, выявленных нами у 412 больных с разными видами психических расстройств. Все диагнозы были установлены в строгом соответ­ствии с критериями МКБ-10. Кроме того, по анало­гичной методике обследовано 78 здоровых молодых людей, имевших 134 татуировки (контрольная группа).

Для интегральной оценки татуировок у лиц с психическими и поведенческими расстройствами была создана рабочая классификация, построенная на оценке 3 основных параметров: изобразительной характеристики (ось А), групповой принадлежности (ось В) и смысловой нагрузки татуировки (ось С).

Параметры оси А служат для изобразительной характеристики татуировок и включают в себя оценку изображения по его форме, размеру, количе­ству и локализации. Параметры оси В свидетельст­вуют о групповой принадлежности носителя (куль­товая, этническая, военная, профессиональная, криминальная и т.п.).

Параметры оси С указывают на смысловую на­грузку татуировки (агрессивно-угрожающая, демонстративно-протестная, декоративно-укра­шающая, памятно-сентиментальная, функцио­нальная и т.п.).

Татуировки у взрослых больных с расстройствами личности и поведения

Как показали результаты изучения 162 паци­ентов с расстройством зрелой личности (по старой терминологии — психопатия), имевших на момент исследования 814 татуировок, их нанесение во многом зависело от типа личности. У больных с ан­тисоциальным расстройством (72 человека) татуи­ровки носили множественный характер, в среднем — от 5 до 8 на человека.

Из них 44,6% могли быть интерпретированы как агрессивно-угрожающие (оружие, хищники, сцены насилия). Типична татуировка, изобра­жающая пирата с ножом в зубах, на клинке ножа — надпись «ИРА»; она распространена среди осуж­денных за хулиганство и бандитизм. При этом но­ситель, как правило, пытается ввести в заблуж­дение медицинский персонал, рассказывая романтическую историю своей любви, в память о которой, якобы, и была нанесена описанная та­туировка. Истинный смысл татуировки — совер­шенно иной. В действительности носитель ото­ждествляет себя с пиратом (корсаром, морским разбойником), являющимся жестоким граби­телем, не признающим никаких нравственно-эти­ческих норм. Нож — наиболее распространённое холодное оружие, используемое в преступном мире. Надпись «ИРА» — не женское имя, а крипто­грамма «Иду Резать Актив». Подобная надпись яв­ляется выражением прямой и явной угрозы лицам, сотрудничавшим с администрацией ла­геря, или вставшим на путь исправления. 22,3% татуировок могут быть интерпретированы, как статусно-стратификационные («воровские кресты, звезды, перстни»). Они носят идентификаци­онную функцию, указывая на иерархию в крими­нальном мире. Например, парное изображение под ключицами оскаленной пасти тигра — судим за хулиганство; пауки на паутине — за употреб­ление или сбыт наркотиков; кошачьи морды — за мошенничество; 6-8-конечные «воровские» звезды — злостный нарушитель режима или вор в законе. Перстни с разными знаками и геометри­ческими фигурами соответствуют статьям уго­ловного кодекса, по которым данный субъект от­бывал наказание.

На долю демонстративно-протестных татуи­ровок пришлось 14,4%. Это — различные символы свободы — чайка, парусник, бегущий олень, над­писи и криптограммы. Среди них — широкоизве­стный в российском уголовном мире так назы­ваемый знак зоны (5 точек, расположенных «кон­вертом»; символизирует пребывание в местах ли­шения свободы «по краям-вышки, посредине-Я»), В Израиле аналогичный знак зоны имеет свою специфику: 3 точки, образующие равносторонний треугольник («Я — впереди, за мной — 2 кон­воира»).

На долю татуировок этих 3 групп — агрессия, протест и принадлежность к тому или иному уровню иерархии криминального мира — при­шлось свыше 80% всех татуировок, выявленных у данной группы больных. Была установлена вы­раженная связь между наличием у больных аг­рессивно-угрожающих и демонстративно-проте­стных татуировок и совершёнными ими актами физической агрессии или демонстративными на­рушениями общепринятых норм поведения.

Среднее число татуировок на 1 носителя у больных с эмоционально-неустойчивым расстрой­ством личности было значительно меньше: 2-4. Среди татуировок, выявленных у 51 такого боль­ного, ведущее место тоже заняли татуировки демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера (соответственно 32,3 и 16,4%), а также свя­занные с иерархией уголовного мира (15,4%).

У 39 больных с истерическим расстройством личности, помимо изображений демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера, было значительное число (35,5%) татуировок деко­ративно-украшающего и памятно-сентименталь­ного характера. В определенной степени этим про­являются такие черты характера, как склонность к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций. Между уровнем эмоциональности и наличием татуировок памятно-сентиментального ха­рактера имеется прямая зависимость. При этом следует отметить, что при перечисленных типах расстройств личности большинство татуировок (57,4%) носят подражательный характер и свиде­тельствуют о желании походить на того или иного криминального авторитета.

Полученные нами данные убедительно демон­стрируют сочетание большого числа татуировок с высоким уровнем агрессивности, конфликтности и криминальности у больных с антисоциальными, эмоционально-неустойчивыми и истерическими расстройствами личности, т.е. характер татуировки помогает выделить среди обследуемых или паци­ентов группу лиц повышенного риска, склонных к агрессивным и импульсивным действиям, на­правленным на себя и окружающих.

Татуировки у больных шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами

Больные с расстройствами шизофренического спектра характеризуются нарушением содержания и логики мышления, чрезмерной тревожностью, не­обычными мистическими убеждениями, эксцентричностью поведения. Эти отклонения от нормы находят отражение в форме, размере, месте нанесения и смысловом содержании татуировок.

У наблюдавшихся нами 48 больных, стра­давших перечисленными видами психопатологии, сюжет татуировок, как правило, был разработан самим носителем или в него были внесены сущест­венные изменения, не являвшиеся традицион­ными, этническими, религиозными, культуроло­гическими признаками национальной или груп­повой принадлежности.

В некоторых случаях татуировка служила визу­альным отражением бредовых переживаний, не только перенесенных в прошлом, но и актуальных на момент обследования. Одновременно имело место сочетание таких важных признаков, как мистико-магический контекст татуировки, дискордантность (ра­зобщённость) между выбором её сюжета и локализа­цией изображения на поверхности тела. К примеру, примитивно-графическое изображение «газонокосильщика» на ягодице, по замыслу носителя, должно «смешить людей»; при этом пациент сообщил, что стесняется раздеваться в таких общественных местах, как баня или пляж. Чёрт на стопе, по мнению другого больного, означает, что «чёрт должен знать своё место»; третий пациент изобразил на пояснице обнаженную девушку, «чтоб никто не видел».

По размеру эти татуировки — гигантского или до­вольно крупного размеров. Смысловое содержание татуировки у больных является «бизарным» (странным) и обычно объясняется псевдофилософским, мистико-магическим мировоззрением носи­теля, понятным лишь ему самому. Один больной изо­бразил зеленую гигантскую двухголовую черепаху «как новый герб России, олицетворяющий мощь, мир и долголетие»; по мнению другого пациента, та­туировка «чёрт, совершивший харакири» свидетель­ствует о том, что он победил «внутреннее зло», а «дра­кон-киборг» на голени — что он любит компьютеры и идёт в ногу со временем.

Мистические татуировки относятся к достаточно редкой группе накожных изображений. Как пра­вило, они единичны, крупного и гигантского раз­меров, расположены на участках тела, обычно при­крываемых одеждой. По форме это в большинстве случаев — тематические рисунки, знаки и символы, характеризующиеся детализацией изображения. Большая часть мистических татуировок — цветные и выполнены специалистами профессиональных тату-салонов по указаниям носителя.

По своему смысловому значению мистические татуировки имеют личностно-фантазийный ха­рактер, в их изображениях есть нечто загадочное, не­понятное и необъяснимое. Трактовка подобных та­туировок носителем в корне отличается от их обще­принятых характеристик. Например, набор непо­нятных линейных знаков, нанесенных на тыльную поверхность кисти, носитель объяснял как надпись на языке суахили (официальный язык Кении и Танзании, которого носитель не знал и надписей на нём никогда не видел), а абстрактный узор на правой голени — как типичное украшение абори­генов острова Борнео.

Обычно мистическая татуировка является плодом воображения носителей, видящих в изо­бражении тайный, никому не понятный, кроме них самих, смысл. Так, один из обследованных с та­туировкой на левой стороне грудной клетки в виде восходящего солнца на вопрос о её значении от­ветил, что «… его сердце любит тепло».

Татуировки у больных с психическими и поведенческими расстройствами, возникшими в результате употребления психоактивных веществ

По своему содержательному значению наркоманические татуировки можно подразделить на функ­ционально-вспомогательные («колодцы», указы­вающие на точки для экстренного внутривенного введения наркотиков при абстиненции, или «пер­стни», характеризующие статус в наркоманической иерархии), знаково-атрибутивные (обозначающие наркотические препараты, сырье для их производ­ства, а также способы и средства их введения — го­ловка мака, лист конопли, шприц, кальян), гедони­стические (отражающие ощущения, возникающие после приема психоактивных препаратов, — шприц с крыльями бабочки, джинн, вырвавшийся из кув­шина) и комбинированные (включающие в себя элементы нескольких групп: обнажённые танцов­щицы гарема на фоне султана, курящего кальян, или композиция из ножа, шприца, бутылки водки, женщины и денег с надписью «Вот, что нас губит»).

Специфические наркоманические татуировки практически никогда не являются результатом слу­чайного выбора или подражания, а отражают лич­ностную позицию и самоидентификацию с наркоманической субкультурой. По утверждению больных, имеющиеся у них наркоманические та­туировки служат для них своеобразным пропуском в мир наркоманов, облегчая носителям приобре­тение и сбыт наркотиков.

Косметические и эротические татуировки

Некоторые графические изображения могут скрывать косметические дефекты, связанные с перенесённой операцией и оставившие рубец на коже. Например, татуировки могут располагаться на месте шва, наложенного при аппендэктомии или резекции молочной железы. Как правило, такие косметические татуировки являются модифика­циями собственного тела и более характерны для женщин. Они служат не только для сокрытия де­фекта, но и, по мнению самих обладательниц та­туировок, придают им дополнительную сексу­альную привлекательность.

Татуировки могут также скрывать шрамы от ожогов, следы суицидальных попыток и самопо­вреждений (как правило, на внутренней и на­ружной поверхности предплечий или наружной поверхности бёдер). Иногда татуировка призвана «отвлечь внимание» от проявлений кожных заболе­ваний носителя, таких как нейродермит или псо­риаз. Так, одна женщина, перенесшая внематочную беременность, изобразила внизу живота проекцию внутренних половых органов с «разорвавшейся» фаллопиевой трубой. Татуировка может «скрывать» реальный или мнимый дефект, связанный с из­бытком веса или, наоборот, с излишней худобой.

Само по себе «косметическое» нанесение татуи­ровки не является психопатологическим при­знаком, однако указывает на индивидуальную зна­чимость реального или «воображаемого» дефекта, желание его закамуфлировать или «переключить внимание» на конкретный зрительный образ.

Татуировка, особенно сделанная вне профес­сионального тату-салона, без соблюдения стериль­ности, значительно увеличивает риск заражения такими заболеваниями, передающимися через кровь, как гепатиты В и С, вирус иммунодефицита (СПИД). Поэтому при взятии анализов крови у лиц с татуировкой средний медицинский персонал должен быть особенно внимательным.

Эротические татуировки можно подразделить не только по явному или скрытому сексуальному контексту, но и по локализации на теле носителя. При этом рисунок или надпись не обязательно яв­ляются собственно эротическими.

Так, у мужчин можно рассматривать татуировку в эротическом контексте, если она нанесена на нижнюю часть живота, лобковую зону, половой член и мошонку, на ягодицы. У женщин ввиду большой табуированности обнажения тела такими местами являются вся поверхность передней грудной клетки, включая собственно молочную же­лезу, нижнюю часть живота, лобковую зону, на­ружную и внутреннюю поверхность бедер, пояс­ничную область и ягодицы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что всякая татуировка, имея смысловое и личностное значение, является всё-таки вспомогательным объ­ективным признаком. Поэтому сам факт наличия татуировки без углубленного обследования недоста­точен для постановки психиатрического диагноза.

Полученные данные имеют не только теорети­ческое значение, но и представляют большой практический интерес, так как татуировку можно ис­пользовать в качестве дополнительного диагности­ческого признака при оценке личности и состояния больного, что будет способствовать правильности постановки диагноза и существенно дополнит кли­ническую картину заболевания, проясняя и уточняя её отдельные аспекты.

Смысловая нагрузка татуировки и возможность использования её при диагностике поведенческих нарушений и психических расстройств может по­служить отправной точкой для проведения углуб­ленного обследования в соответствующем направ­лении, особенно в тех случаях, когда обследуемый по каким-то причинам отказывается от сотрудни­чества с медицинским персоналом или склонен к диссимуляции имеющихся проблем. Кроме того, исследование предлагает дополнительные отборочные критерии, которые могут быть использо­ваны при углубленном психиатрическом осмотре, во время массовых обследований для выявления лиц с психическими расстройствами, злоупотреб­ляющих психоактивными и психотропными веще­ствами, а также лиц с различными типами рас­стройства личности.

Декоративно-украшающие татуировки

Группа татуировок, отражающих, сознательные и бессознательные образы, объекты личной привязан­ности и хобби, ценностные ориентации личности. В эту группу входят портреты кумиров, любые виды флоры и фауны, образы героев и персонажи кинофильмов, сим­волы и иероглифы, характеризующие отношение к себе и миру.

1 — китайский иероглиф, личностно значимый для носителя; может встречаться в нормативной группе при условии, что данная татуировка единична; нередко на­носится лицами с истероидными и нарциссическими чертами личности, характерными для психопатий воз­будимо-неустойчивого круга.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Флакон тату краски в стиле Ньюскул Голень

2 — фрагмент картины Сальвадора Дали «Полёт шмеля вокруг граната за секунду до пробуждения»; от­ражает понравившиеся носителю сюрреалистические образы.

3 — персонаж из сериала «Звёздные войны» (1977), от­ражает понравившийся носителю киноперсонаж.

4 — персонаж из фильмов ужасов «Восставшие из Ада» (1987), образ английского офицера Первой мировой войны, ставшего членом демонической секты ада отра­жает понравившийся носителю киноперсонаж.

Визарные (странные) татуировки

Визарные (странные) татуировки

Группа татуировок, в которых визуализированный образ, как правило, непонятен наблюдателю, либо объ­яснение смыслового образа носителем вызывает непонимание или недоумение. Обычно носитель активно участвует в создании сюжета, либо внося индивиду­альные коррективы в имеющийся рисунок, либо сюжет является внешним отражением его психической дея­тельности. Учитывается соответствие между сюжетом и расположением рисунка на теле.

1 — винт, поранивший ногу, в данном случае озна­чает, по мнению носителя, что он «способен терпеть любую боль; винт как символ индивидуально значим для носителя; но у наблюдателя, даже после такого «странного» объяснения возникает масса вопросов; по­чему именно винт? для чего вообще наносилась эта та­туировка, почему именно в этом месте?

2 — звезда Давида (щит Давида), состоящий из пере­крещенных мечей, со свисающей каплей крови; звезда Давида — известный традиционный символ в иудаизме — в трактовке носителя имел совершенно иной смысл: он означал 6 миллионов евреев, погибших во Второй ми­ровой войне, причём такой символизм выражался только в капле крови; носитель не смог объяснить, в чем смысл скрещенных между собой мечей, ограничившись ответом: «Я так себе представляю».

3 — отрубленная голова с язвами и зашитым ртом; отражение пугающих зрительных галлюцинаций паци­ента-шизофреника, который принимал галлюцино­генные грибы; на вопрос врача, почему он вытатуировал этот сюжет, пациент ответил, что изобразил «этот кошмар», чтобы никогда не забывать, а на спине, чтоб никогда самому не видеть…

4 — традиционный английский завтрак (яичница с беконом); даже если для носителя это — самое любимое блюдо, то с точки зрения обычной логики всё равно не­понятно, зачем наносить такой рисунок на собственную голову…

Мистико-магические татуировки

Эту группу татуировок можно считать одной из самых древних, поскольку они имели серьёзное зна­чение как талисманы-«обереги». Их наносили последова­тели религиозных культов в надежде на покровитель­ство богов. Так, у североамериканских индейцев тотемы животных означали не только принадлежность к пле­мени, но и защиту и покровительсто духов. Такими же являются символы ранних христиан. Наиболее распро­странённые магические символы — индийский символ «Ом», или «Аум», олицетворяющий первый звук во Вселенной — и древнеегипетский «Анх» — круг, соеди­ненный с т-образным крестом) — символ ключа от рай­ских врат и вечной жизни.

1 — глаз в обрамлении металлоконструкций — инди­видуально разработанный носителем оберег; большин­ство таких оберегов с «изображением глаза берут свое начало от «всевидящего» ока древнеегипетского бога Гора; носитель поместил свой талисман под защиту металло­конструкций; судя по форме зрачка, глаз принадлежит животному, возможно, мифическому дракону.

2 — вампир: традиционный образ многих членов не­формальных объединений, связанных с так называемой чёрной магией и сатанизмом; данное предположение подтверждается специфической формой одежды, ритуа­лами и другими татуировками в виде перевёрнутых кре­стов и пятиконечных звёзд, элементов магических за­клинаний, летучих мышей-вампиров и т.д.; в последнее время встречается у так называемых «готтов»; вампир является также символом вечной жизни и в некотором роде — даже успеха (см. гротескный роман В.Пелевина «Ампир В»).

3 — Франкенштейн; персонаж романа М.Шелли «Франкенштейн или современный Прометей», повествующего об учёном, создавшем из частей трупов живого человекообразного монстра; мистический образ победы человека над смертью.

4 — оборотень; трансформация человеческого лица в череп на фоне кладбища; символизирует веру носи­теля в мифическую «вечную жизнь»; сюжет разработан самим носителем.

Эротические татуировки

Кроме традиционных обнажённых фигур, в эту группу входят надписи и символы, означающие любовь, наиболее известный из которых — сердце, пронзённое стрелой амура; конечно же татуировки наносят на ин­тимные зоны; изображения подчёркивают сексуальную агрессию, в частности обладают элементами садо-мазо­хизма.

Криминальные татуировки

Демонстративно-протестпые

1 — роза, проткнутая мечом означает «смерть проку­рору», несогласие с решением суда, вынесшим приговор; татуировка символического характера, не содержит прямой угрозы конкретному лицу.

2 — руки в разорванных цепях передают крест; сим­волизирует преемственность воровских традиций; ка­ждое целое звено цепи означает год заключения, пол­звена — соответственно полгода; в данном случае — 5 лет пребывания «на зоне».

3 — парусник; символ имеет несколько значений: а) спешу туда, где есть свобода без труда; б) вор-гаст­ролер; в) склонен к побегу.

4 — аллегорическое изображение герба СССР; нега­тивное отношение к власти и порядку; традиционные символы заменены символами нищеты и смерти.

5 — монах с библией и посохом, выходящий из мона­стыря; аллегорический образ заключенного, профессио­нального карточного игрока (на жаргоне «библия» — карты), отбывшего полный срок заключения — 5 лет (5 закрашенных куполов храма).

Агрессивно-угрожающие

1 — рыцарь на фоне отрубленных голов и с латин­ской надписью: «Подавлять гордыню непокорных»; по­добные татуировки имеются у лиц как привлечённых за хулиганство, так и у тех, кто решает большинство кон­фликтов с помощью физического насилия.

2 — мусульманин с 2 ножами — националистическая мусульманская татуировка с угрозой в адрес иноверцев.

3 — восточный правитель на троне из костей на фоне палача и отрубленных голов с надписью на ла­тыни: «Горе побежденным»; трактовка идентична трактовке рис. 1,

4 — пират с ножом в зубах; надпись на клинке: «ИРА» (комментарии — в тексте).

5 — бой гладиаторов; трактовка идентична трактовке рис. 1.

Алкогольные татуировки

1 — череп с бутылками и штопором; аллегориче­ское изображение пиратского символа «Весёлого Роджера», кости заменены бутылками и штопором, иносказательно — «любовь до гроба».

2 — викинг с пивной кружкой; часто встречается у байкеров; отражает любовь к пиву, сам викинг — об­разец сурового воина-мужчины; оба символа нераз­лучны.

Функциональные татуировки

В данном случае татуировки скрывают следы внутривенных инъекций.

Варианты наркоманических татуировок

Татуировки посчитали признаком психического расстройства

Диагноз, который обсуждает вся страна: уфимский военкомат нашел у рэпера Фейса (Face) признаки психического расстройства. На это, по мнению военных врачей, указывают татуировки музыканта на лице. Почему чернила под кожей до сих пор в обществе воспринимаются неоднозначно, рассказывает корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.

На правой щеке слово «ненависть», на левой – «любовь». И еще три татуировки только на лице. А вот татуировки «ДМБ-2020» реперу не видать. Призывника Ивана Дремина, так зовут репера по паспорту, признали негодным для службы в армии.

Свою оценку выдали на всю страну. Да такую, что у другого бы не чернильные, а реальные слезы потекли: «Такие татуировки – уже признак психического расстройства. Например, был рэпер Face, который не прошел медицинское освидетельствование».

В интернете подростки спорят, что и где набить, чтобы точно откосить от армии. Но в военкомате города Уфы, куда призывали Дремина, уверяют, что лайфхак по Фэйсу уже не сработает.

«Татуировка на лице не является основанием для того, чтобы молодой человек не служил в Вооруженных Силах РФ. Она же не мешает несению службы, поэтому причин я не вижу», – говорит начальник отдела подготовки призыва граждан на военную службу военного комиссариата Республики Башкортостан Риф Валеев.

Руки Евгения Кудинова сплошь покрыты тату, но службе в армии это не помешало.

«Когда я пошел служить, были рукава сделаны. И летом меня ставили постоянно в наряд, когда приезжали проверки. Потому что летом надо закатывать рукава, а у меня руки все синие. Кто-то подходил и говорил, чтобы раскатал рукава. Смеялись», – рассказывает татуировщик Евгений Кудинов.

Как менялась мода на тату, знает Александр Огнев. Он больше 20 лет в этой индустрии. И если просьба набить что-то на лице еще пару лет назад его шокировала, то теперь такие татуировки он делает примерно раз в месяц.

«Видно человека. Достаточно сказать, зачем ты это делаешь, и человек дает заднюю и думает, что сказать. А кто-то прямо очень настойчив, и не переубедить. Делаем», – говорит татуировщик Александр Огнев.

Считается, что, рисуя тату на открытом месте – лице, шее или кистях рук, человек ставит крест на будущем во многих профессиях.

«Есть сферы, куда человека с татуировкой на лице точно не возьмут – это девелопмент, консалтинг, естественно, госслужба, финансы, банки», – заявляет представитель сервиса по поиску работы и подбору сотрудников Сергей Светоченко.

Фэйсу же татуировки лишь добавили популярности. Как и история с военкоматом. Музыкант в очередной раз поймал хайп. Ведь в армию его не взяли бы и с чистым лицом – у рэпера есть несколько серьезных заболеваний.

Как татуировки повлияли на карьеру Ирины Хакамады, можно ли вывести татуировку с лица и как выглядит 73-летний дедушка, с головы до ног покрытый тату? Смотрите сегодня в специальном репортаже в программе «Вместе» с Екатериной Абрамовой в 18:30 на телеканале «МИР».

«Обилие татуировок – весьма тревожный симптом»

Оскаленные черепа, из пустых глазниц которых торчат шипастые розы или виднеются призрачные, искаженные человеческие силуэты, кроваво-коралловые гибискусы с любовно прорисованными чешуйчатыми червями вместо тычинок или стеблей, «телопродукции» известной картины Эдварда Мунка «Крик» и так далее, и тому подобное — этим летом татуировки буквально лезли в глаза едва ли не с каждого третьего-четвертого плеча или икры. О глубинных причинах и следствиях этой расширяющейся «моды», особенностях женской татуировки, тату как маркере психического нездоровья современного общества и многих других важных гранях этого настораживающего явления рассказывает Кавказскому геополитическому клубу редактор сайта «Культуролог» Андрей Карпов.

— Уважаемый Андрей Владимирович, обилие татуированных людей на улицах Москвы и других российских городов свидетельствует, что за прошедший год странная «мода» на татуировки превратилась в настоящий бум. Выражением каких общественных и мировых процессов является эта тенденция с точки зрения культурологии?

Международная неделя татуировки в Москве-2020. Фото: Сергей Безгодов

— Татуировка в современном мире — это, прежде всего, высказывание. То, что люди используют для высказывания столь неординарный способ, означает, что высказывания, которые можно сделать другими способами, не кажутся им достаточными. Почему?

Во-первых, очевидно, что возросла сама потребность в высказывании. Современного человека со школы учат, что он является чем-то значимым. Никто не хочет быть частью однородной массы, все хотят выделиться, заявить о себе. Татуировка — в силу своей неотторжимости — является очень удобной формой подобного заявления. Не надо трудиться, не надо что-то доказывать или совершать. Не надо прилагать усилий для того, чтобы донести сделанное или информацию о том, что ты сделал, до других. Наконец, не надо беспокоиться о сохранности достигнутого результата. Татуировка всегда с тобой, она всегда доступна восприятию окружающими. Ты можешь порвать одежду, потерять вещь, забыть текст, сфальшивить ноту, но татуировка всегда останется в неизменности. Своё высказывание тебе гарантировано.

Во-вторых, современный человек настолько самодостаточен, что его не очень-то заботит, кто окажется реципиентом его высказывания. Его не интересует диалог, достаточно высказаться самому. Татуировка обладает необходимой окончательностью. Это — завершённая реплика, не нуждающаяся в ответе. Ответа и не должно быть. Любой ответ ведёт к ослаблению твоей самореализации, а так ты реализовался — и всё.

В третьих, татуировка — визуальный объект. В мире, где все разучились слушать друг друга, приходится смотреть в оба. Поневоле идёт перераспределение информации в пользу каналов коммуникации, ориентированных на зрение. Передаче подлежат образы (а не слова). Образы же рассчитаны на их эмоциональную обработку. Современный человек всё больше смещается в сторону эмоциональности; рациональное утрачивает былое значение.

Наконец, современный человек испытывает дефицит свободы. Свобода приходит к нам изнутри, а внутрь себя сегодня заглядывать как-то не принято. Принято считать себя цельной ценностью, со всеми ментальными потрохами. Поэтому нынешний человек поверхностен. И свобода нужна ему внешняя. А внешней свободы у человека всегда было мало, мало её и сейчас. Можно сказать даже: особенно мало. Человек сегодня в рабстве у денег. Все смыслы сведены к деньгам. Вся жизнь строится как зарабатывание и трата. И, не имея сил изменить это, человек имитирует свободу распоряжения собой, помещая татуировку на своё тело.

— Бросается в глаза и значительное — я бы даже сказала, взрывное — увеличение числа женских татуировок. Знакомые мужчины, с которыми довелось обсуждать эту тему, выражали свое мнение о татуированных женщинах исключительно в грубой форме (в том же духе идет дискуссия и на разнообразных интернет-форумах). По практически единодушному мнению мужчин, татуировка является четким маркером не только доступности[1] девушки (как, например, курение), но и явным признаком существенных психологических проблем — от ассоциаций с «зэчками» (без всяких «романтических» параллелей с Матой Хари) до однополой любви. И если какая-нибудь ласточка или бабочка заставляют всего лишь насторожиться, то детально проработанная инфернальная картина на предплечье, спине или бедре откровенно пугают. Кроме того, мужчины часто говорят, что женская татуировка воспринимается как «грязь» (и в прямом, и в переносном смысле). Действительно, условные 95% татуировок (причем речь не о «партаках» — изначально некачественных тату) и вблизи и, тем более, вдали выглядят не более чем грязным пятном или даже как вызывающее брезгливость кожное заболевание. Чем же объяснить едва ли не повальное увлечение тату в рядах московской «молодежи» (лет до 45) женского пола? Женщина, презирая мнение мужчины, сознательно отказывается от попытки устройства своей судьбы по традиционному сценарию.

Международная неделя татуировки в Москве-2020. Фото: Сергей Безгодов

Женщина в современном мире более потеряна, нежели мужчина. Положение мужчины, в сущности, не изменилось. Он как выходил на борьбу со средой, так может это делать и сегодня. Среда изменилась, да. Изменилось и то, что ранее за мужчиной, как правило, была семья, а теперь может не быть никого, и весь его конфликт со средой вызван реализацией лишь его собственных интересов. Но при этом его образ действий, в целом, сохраняется, ему всё знакомо и он чувствует себя уверенно.

С женщиной всё по-другому. Модель её мироздания претерпела катастрофические изменения. Фактически, она была полностью разрушена и собрана заново совсем на других основаниях. Красивые ярлыки, повешенные на этот процесс — эмансипация, борьба за права и т.д., не могут скрыть ущербности её нового положения: она должна имитировать мужчину, физиологически и психологически не будучи им. Отсюда проистекает неуверенность и повышенное эмоциональное напряжение. Женщине приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы оставаться в рамках нового образа, не давая себе вернуться к прежней, традиционной модели. В эти усилия входят и тату: ими женщина «прибивает» себя к самодостаточности, утверждая, что она обладает необходимым уровнем свободы, чтобы распоряжаться собой по собственному усмотрению. «Доступность» женщины, курение, сквернословие, однополые связи — из этой же серии (именно поэтому они легко могут сочетаться друг с другом). Всё это — способы реализовать и закрепить свою самодостаточность. Мнение мужчины тут ничего не значит, поскольку, учитывая это мнение, женщина находилась бы в традиционной модели, от которой она как раз пытается отстроиться.

Международная неделя татуировки в Москве-2020. Фото: Сергей Безгодов

— Если послушать самих девушек, можно выделить несколько основных мотивов нанесения татуировки (мотивы «моды» и попытки «украшения» своего тела оставим за кадром как наименее интересные). Некоторые делают это для «самовыражения» (хотя что именно пытаются выразить таким способом, понять довольно сложно), отвешивая этим «пощечину общественному вкусу». Другие утверждают, что «имеют право» делать со своим телом что угодно (некоторые даже используют известный феминистический лозунг «Мое тело — мое дело!», которым часто пытаются оправдать аборты, или мифологию бодипозитива). При этом значительная часть татуированных пытается убедить (себя или нас?) в том, что их тату якобы не несут никакого смысла и сделаны лишь потому, что «картинка понравилась» (в случае «наколотых» чертей и т.п. — это явно вопрос к психиатрам). Насколько правдивы эти объяснения? Не является ли главной причиной страсти к татуировкам ориентация на внешний мир, где тату как элемент показной «независимости» в действительности выступает маркером повышенной внушаемости и «стадности» — возможно, не всегда осознаваемой?

Лучшее тату за этот год:  Татуаж Макияж верхнего и нижнего века с прокрашиванием

— Диалектика моды состоит в том, что она всегда мотивирована желанием выделиться, быть уникальным, которое одновременно присуще многим, что придаёт следованию моде стадный характер. Конечно, мода на тату существует. Как существует и мотив украшения тела. Все приведённые Вами объяснения по-своему справедливы. Но правда их ограничена. Ведь на эти вызовы можно было бы ответить и иначе. Почему же был выбран ответ в виде тату? Не потому ли, что другие ответы оказались менее доступны? Вода утекает всегда через самую низкую точку. Если человек сущностно пассивен, он действует с наименьшими затратами энергии. Самореализация в виде тату стала массовой именно потому, что этот способ требует наименьших усилий при достижении очевидного для всех результата. Тому, кто готов духовно трудиться, татуировка не нужна; его реализация будет и без того полной, в ней просто не останется места для жестов ради жеста, к которым относится и тату.

— В Вашей известной обзорной статье об истории и сути татуировок[2] констатируется: «Как общее правило, татуировка присутствует в культурах, которые достаточно примитивны». О чем свидетельствует сваливание общества в архаику, манифестируемое в том числе через взрывной рост числа татуированных? Скорее всего, о деградации.

— Пока речь всё же не идёт об архаизации общества. Татуировка ещё не стала частью регулярной культуры, она по-прежнему относится к субкультуре. Поле регулярной культуры съёживается, но субкультур много и ни одна из них не готова стать доминирующей. Наше общество по-прежнему устроено сложно. Однако количество людей, готовых довольствоваться примитивной культурой, растёт. Архаизация происходит на уровне персоналий, а не общества как системы. Разрыв между сложностью социальной жизни и личной архаикой увеличивается, и если ничего принципиально не изменится, общество должно будет как-то на него среагировать. Это не означает, что социальная деградация неизбежна. Но она возможна. Возможен также и переход к двухъярусной организации, когда часть социума (элита) будет жить в рамках сложной системы, а другой части человечества будет предоставлена свобода примитивной жизни. Это — общество из многочисленных антиутопий; к построению какой-нибудь из них мы сегодня подошли так близко, как никогда раньше. Однако пока больше страдает не общество, а люди: архаизировав своё сознание, они теряют себя в этом сложном мире.

— Психиатры прямо связывают татуировки с различными душевными заболеваниями[3]. По данным новосибирских медиков, у лиц, наносящих татуировки, пограничное личностное расстройство диагностируется в 78% случаев. В сюжетах татуировок людей с ПЛР часто отражается тематика смерти (кресты, черепа и т.п.)[4]. Связь татуировок с тягой к самоповреждению — саморазрушение-light — также является для специалистов общим местом[5]. Не свидетельствует ли рост числа татуированных о глубоком неблагополучии нашего общества, об охватившем его неосознаваемом психозе и страсти к саморазрушению? Какие политические последствия это может иметь?

— Современное общество нельзя назвать здоровым. Психическое здоровье возможно только в условиях внятной аксиологической (и семантической) картины мира. Человек должен понимать своё место в мироздании, знать, зачем он живёт и как ему надлежит жить. Вот тогда у него будет крепкое душевное здоровье. Беда современного общества — это потеря смыслов. Подлинные смыслы утрачиваются, а существование продолжается. Человек должен как-то удержаться в бытии, найти какие-то основания, позволяющие жить дальше несмотря ни на что. И он создаёт себе искусственные подпорки, убеждая себя, что достаточно просто быть таким, каков ты есть, или стать таким, каким тебе захотелось. Самоутверждение вместо смыслов. Татуировка — это один способов самоутверждения.

Понятно, что подпорка нужна там, где потеряна устойчивость. Человек, стоящий на земле двумя ногами, татуировку делать не будет. Но тату — лишь симптом неблагополучия, а не его причина. Человек не становится ближе к душевному распаду, сделав татуировку. Просто он делает её потому, что распад недалёк.

Имеет ли политические последствия рост числа тех, у кого из-под ног выбита семантическая почва? Безусловно, имеет. Но вот последствия могут быть совершенно различными: от разрушения социума до построения тоталитарной системы. Семантическая дезориентация современного человека обычно политиков не пугает. Это с человеком, имеющим твёрдое основание, необходимо договариваться, а лишёнными основания можно манипулировать. Утрата смыслов может специально взращиваться, являясь частью циничной политической игры, ведущейся в мировом масштабе. Человек без смыслов — это в своём роде идеальный глобальный человек, утративший корни, и потому его можно легко использовать наиболее удобным образом. С этой точки зрения татуировка выглядит меткой, показывающей, что корни утрачены.

— Татуировки дикарей — кровавая печать клятвы верности родоплеменным и природным духам (в христианском миропонимании — бесам). Нынешние демоны, скалящиеся с татуировок (а число таких изображений очень велико), также вряд ли позволяют усомниться в том, чья власть распространяется над данным человеком. Не случайно христианство и ислам запрещают пирсинг и тату[6]. Получается, значительная группа сограждан, воспитанных в православной (мусульманской) культуре, сознательно отказывается от этой части собственной идентичности, присягая демоническому миру? Или — бессознательно? Понимают ли люди, что они делают? Клятва на крови в ситуации с нанесением татуировок в современном обществе — как интерпретирует ее культурология?

Большинство людей не понимают, что совершают ритуальное действие, делая себе татуировку. Поэтому чаще всего тату не является прямым богоборчеством. Человек с тату не становится на сторону бесов, по крайней мере, сознательно. Другое дело, что мода на тату связана с ослаблением традиционной культуры «больших» религий (христианства, ислама). С помощью татуировки человек пытается заявить своё право на дополнительную степень свободы.

Пока люди с татуировками образуют всё же меньшую часть популяции, и это означает, что смысл нанесения татуировок — по-прежнему вызов обществу, элемент борьбы личности со средой. Если же критическая масса будет превышена, тогда смысл татуировок изменится. Позиционирование будет осуществляться не через противопоставление отсутствию тату, — потребуется дифференциация внутри массы татуированных. Татуировки будут использоваться для социального позиционирования, станут метками статуса (эта семантика сохраняется, например, в преступной среде). И вот тогда хищные, злые и демонические образы перестанут быть лишь знаком «крутости», жёсткости, серьёзности, твёрдости или уверенности в себе их обладателей, как они могут интерпретировать подобные картинки в настоящее время. Проступит древняя семантика зависимости и поклонения. Образы станут персональными тотемами, покровителями кланов и т.д.

Международная неделя татуировки в Москве-2020. Фото: Сергей Безгодов

— «Внезапная реанимация идеи татуировок, охватившей немаргинальные слои населения, связана с ослаблением позиций письменной культуры», — полагают авторы социологического опроса, проведенного в 2004-2005 гг. среди студентов двух крупных московских вузов[7]. При этом граффити, которые называют аналогом татуировок «на теле города», не получили в России большого распространения (в сравнении, например, с Европой). Чем объяснить не-параллельность развития этих процессов при их (кажущейся. ) схожести? Коллективное архаичное бессознательное выплескивается наружу лишь в индивидуальном порядке. Или мы видим пока лишь первый пласт этого многогранного явления?

— Татуировка и граффити, действительно, близкие по духу явления. И то и другое — внешнее, поверхностное изменение реальности. Некий момент творчества, которое в большинстве случаев не требует от человека многого (татуировка может быть сложной и даже красивой, но её делает мастер, а всё творчество человека — носителя татуировки сводится к согласованию сюжета, отбору образцов или выбору текста). Но граффити — высказывание более социализированное, а тату — принципиально индивидуалистическое. Тот, кто рисует граффити, совершает действие в большем объёме: его вызов обществу заходит дальше — он покушается на публичное пространство. До этого надо дойти. Сначала проще использовать пространство собственного тела. Теперь у нас больше татуированных, следовательно, риск распространения граффити выше.

Но есть и ещё один ограничитель. Граффити требует определённой атмосферы, которая постепенно вбирает в себя всё новых людей. Даже если авторы граффити вживую не сталкиваются, их высказывания могут находиться в одном пространстве (на одной стене) и вести между собой диалог. Одно граффити провоцирует появление других. Если вовремя удалять это «творчество» с наиболее открытых восприятию плоскостей, то вероятность появления новых граффити снижается.

Граффити на стенах в Лиссабоне. Фото Яны Амелиной

Татуировки изначально пространственно изолированы. Момент провокации остаётся. То есть увиденная татуировка может стать стимулом сделать тату. Но при этом нет чистого пространства, которое могло бы психологически тормозить процесс — пространство своего тела в этом ключе не работает.

Можно ли при этом считать тату и граффити следствием ослабления письменной культуры, я не уверен. Тезис о ослаблении позиций письменной культуры сомнителен: количество текстов с развитием интернета, социальных сетей и мессенджеров резко возросло. Другое дело, что эти тексты стали ситуационными, дискретными и частными (не рассчитанными на широкую аудиторию). Письменная культура изменилась. И текстовые тату в неё хорошо укладываются: они становятся сообщениями, адресованными либо просто встречным (если сделаны на открытых местах), либо избранным. А чтобы это не выглядело тривиально, подобные высказывания часто делаются на иностранных языках. Такая практика связана не с ослаблением тяги к письменному слову, сколько с провалом традиционных каналов коммуникации. Дискретная коммуникация, в сущности, деперсонализирована: все пишут одно и то же. По большому счёту неважно, кто кому что написал. Человек утрачивает как собеседника (он получается аморфным, неперсонализированным), так и себя — он не видит себя в собственных репликах. И тату становится способом вернуть себе способность хоть что-то сказать.

— Татуированные в целом — это группа риска или очередная недолговечная «модная» субкультура, от которой скоро останутся лишь воспоминания — и огромное количество изуродованных «татухами» людей, не чающих избавиться от неприятного напоминания о некогда совершенной ошибке.

— Будущее открыто. Футурологи — самые несчастные люди: они всегда ошибаются. Как говорит Библия, Бог послал Иону, чтобы возвестить ниневитянам о будущей каре, но Иона решил сбежать от исполнения Божией воли. Он понимал, что ниневитяне могут раскаяться; Бог примет их покаяние и отведёт кару, и тогда пророчество, которое озвучит Иона, не сбудется. В конце концов, так и случилось.

Поэтому и тату могут остаться лишь знаками на теле, свидетельствующими об увлечении не самой лучшей модой. Будущее создаётся сегодня, и наше обсуждение — тоже вклад в это будущее. Возможно, нам удастся что-либо изменить.

Но нельзя избежать и достаточно мрачного пророчества: оно следует из той фактуры, которую мы сегодня можем наблюдать. Обилие татуировок — весьма тревожный симптом. Классическая культура, которая включала в себя заботу о чистоте души и тела, отмирает, уступая место культуре своеволия, где «хочу» преобладает над «надо». Норма всё чаще воспринимается как ненормальность. И если ситуация действительно дойдёт до полной индифферентности в отношении нормы, привычный нам мир сломается. Сегодня то и дело можно услышать, что это и является целью социального прогресса. А стало быть, подобный сценарий весьма вероятен.

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Психолог: Татуировки рэпера Face — признак психологических проблем

Как сообщает газета «Аргументы и Факты», рэпер Face непригоден к службе в армии из-за многочисленных татуировок на лице, а также ряда отклонений, связанных с психикой артиста.

Заведующий отделом медицинской психологии научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов рассказал, как татуировки на лице рэпера Face повлияли на решение медкомиссии в военкомате Башкирии освободить музыканта от службы в армии, отмечает НСН.

«Татуировка – это повод. В данном случае есть двоякая проблема. С одной стороны, культура предлагает сейчас делать татуировки. Это в каком-то смысле модно. С другой стороны, татуировки могут быть признаком аутодеструктивного поведения. То есть агрессии, направленной на самого себя, когда человек не доволен своим телом и начинает его как-то украшать и улучшать. Поэтому, если учитывать первую причину, наличие татуировок делает Face нормальным человеком, но подверженным конформизму и желанию быть модным, что развито в рэп-культуре», — заявил специалист.

«Татуировки на лице — это признак психического расстройства». В военкомате объяснили отказ призвать в армию рэпера Face

В Башкирии рэпера Ивана Дремина, известного как Face, отказались призвать в армию, так как на военно-врачебной комиссии он был признан ограниченно годным по психическим расстройствам, в том числе из-за татуировок на лице. Об этом «АиФ-Уфа» заявил председатель военно-врачебной комиссии республиканского военкомата Борис Усатов.

«Такие татуировки — уже признак психического расстройства. Например, был рэпер Face, который не прошел медицинское освидетельствование. В армию он не пошел не только по этому, у него был еще ряд заболеваний, о которых я не буду распространяться», — сказал Усатов.

Он добавил, что никого из тех, кто пришел в военкомат с татуировками на лице, на службу в армию не взяли. Всего в Башкирии оказалось 12% юношей призывного возраста, признанных ограниченно годными к службе в армии из-за психических расстройств.

Читайте также

Фейспалм. Face: голос рассерженной школоты или протестный маркетинг?

Иван Дремин родился в Уфе в апреле 1997 года. В июне прошлого года он написал в твиттере, что уходит в армию. До этого в интервью журналисту Юрию Дудю, рэпер заявил, что не собирается идти служить в армию и не имеет военного билета. На вопрос Дудя о том, как он «откосил» от армии, рэпер ответил, что его никто не ищет, и он никого не ищет.

Добавьте новости «Новой» в избранное и Яндекс будет показывать их выше остальных

Зачем люди делают татуировки? Психологический аспект

В современном обществе татуировка уже перестала считаться только лишь атрибутом асоциальных элементов, побывавших или пребывающих в местах не столь отдаленных. Те, кто постарше, считают это модной «придурью» молодежи, а кто помоложе — способом выделиться из толпы или «быть в тренде». В целом всё равно репутация татуировки не стала лучше.

Татуировка известна с древних времен. Она несла в себе важную информацию о человеке — принадлежность к племени, положение в обществе. В некоторых культурах в разное время, например, в средневековье в Европе, татуировка считалась непозволительной. А сейчас татуировка является одним из видов изобразительного искусства.

С изобретением электрической тату-машинки татуировка стала доступной многим, практически на каждом шагу есть тату-салоны или одинокие тату-мастеры, предлагающие обзавестись «татушкой» относительно быстро и недорого. Хотя процесс этот не столь приятный. Тогда для чего же многие решаются на этот шаг? Какую цель преследуют?

Самая очевидная версия о том, что татуировка — это украшение. Стремление украсить себя присуще человеку с незапамятных времен, и татуировка отличное средство в этом. Ведь, в отличие от одежды, украшений и макияжа, она всегда и навсегда с тобой. И это поможет и выделиться среди других, и привлечь к себе внимание, и выразить своё «Я».

Мы не будем сейчас говорить о татуировках, «ходящих» в криминальном мире, где она служит доказательством убеждений, статуса Есть разница между татуировками и наколками. Хотелось бы, чтобы татуировка ассоциировалась с произведением искусства. Помните, как в фильме с Луи де Фюнесом «Татуированный», где у майора Леграна на спине был рисунок великого Модильяни.

Для многих татуировка — важный и обдуманный шаг, который совпадает с определенным периодом в жизни. Зачастую они определяют некий прожитый период и начало нового этапа. Ведь такое смелое решение, как тату, помогает почувствовать силу для других жизненно важных, поворотных решений. Фото: Depositphotos

Нанося себе на тело тот или иной рисунок, человек влияет на свою судьбу посредством символов, цветов и глубинного смысла, заложенного в них. Татуировка может быть своеобразным оберегом, который всегда с тобой и на тебе. Ведь с древних времен в татуировку вкладывался магический смысл, в ней есть особая энергия, влияющая на характер владельца.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Мужчина с бородкой в стиле Реализм, Портретизм, Черно-Серая Плечо

Ещё несколько слов ярым противникам нанесения татуировок. В ответ на то, что это неестественно, вспомните, особенно женщины, о косметике, накладных ногтях и ресницах «Татуировка на всю жизнь!» — а разве ежедневный макияж таким не является?

К тому же татуировку можно свести, подправить или сделать полный кавер-ап, то есть перекрыть новой. Этим же можно ответить на фразы «как же это будет выглядеть в старости?», «а если поправишься, и она расплывется?», или самый популярный «а что если тату надоест?».

Если татуировка обдумана, выполнена качественно, художественно, она для человека становится его неотъемлемой частью, и как она тогда может надоесть?

Тату придает носителю чувство защищенности. А для некоторых это является попыткой преодоления комплекса неполноценности. Многие используют тату в косметологических целях: скрыть шрамы и другие проблемные участки тела. Фото: Depositphotos

Ну и естественно, тату — это вызов обществу, потому что все-таки большинство людей негативно, осуждающе относятся и к татуировкам, и к людям, имеющим их.

Так что будьте полностью уверены в своем желании сделать тату и не совершайте необдуманных поступков.

Проголосовали 25 человек

21
1
3

Комментарии (31):

Войти через социальные сети:

И вот оно лето пришло, повылазили уроды чёртовы!!
Как же отвратительно смотреть на татуированных баб, уродство полное.
Они отталкивают от знакомства с ними.
У нас в Киеве куда не глянь, у всех баб ноги и руки изуродованы! Тьфу! Что за мода-то такая?!
Превратили большие города в добровольное концлагеря какие-то, где все меченые!

Нет ничего красивее естественного чистого, особенно женского тела! Я жесткий консерватор!
Остро не приемлю эту тенденцию и поддерживаю всех противников, особенно противниц тату!
Нас должно быть больше!
Пора бы уже коалицию нашу создавать для информационной борьбы с этим мерзким явлением, которое припёрлось к нам с гнилого Запада блеать! Проблема в головах как мы знаем.

Вот, очень часто говорят эту засаленную фразу: «моё тело — моё дело», что значит ваше дело, нет, это не ваше дело, это дело консервативного общества! И нам не всё ровно каким будет национальное общество!!
Не хотите подчинятся обществу, уезжайте в село или за границу!
В ваш Запад любимый! Проблема на самом деле в том, что у нас общество агрессивного индивидуализма и эгоизма, где каждый сам для себя, и ему нет никакого дела до нравственного облика общества!
Абсолютный инфантилизм, «я так хочу и всё»!
У нас нету коллективизма, его нужно возрождать, чтобы была коллективная ответственность за таких вот индивидов в обществе, которые решили себя изуродовать и ходить на показ как антипример!
Это же заразно, люди!

В конце концов, в Европе абсолютно отсутствует культура тела, возьмите это словосочетание за основу, потому что культура тела необходима, чтобы сохранять наш естественный внешний вид.
Вот это мой вам совет, друзья, пропагандируйте культуру естественного тела, и тогда наше общество начнет меняться, и ценить своё тело таким, какое оно есть. Всё в наших руках.

Это заказная статья. Чего стоит словосочетание «Смелое решение», мол если ты сделал наколку, или скажем более модно «тату», то ты смелый человек, а ни как все остальные, трусоватые овощи вокруг тебя не в наколках, ой простите, тату. Было, есть и будет, очень вторичное отношение к человеку сделавшему себе наколку, потому что подобное решение никак не соотносится со смелостью, а скорее с личной в жизни не удовлетворённостью, где наколка не представляет радикального решения проблемы, а лишь некою форму, за которой прячется личность, убегая от своих проблем в виде комплексов и фобий. Никогда наколка не будет более привлекательна, чем чистая кожа. Конечно, если у вас шрамы или внешние уродства, то вероятно наколка может быть вам полезна, чтобы замаскировать это.
Желание быть живым холстом для человека делающего наколки, вонзая в твоё тело десятки тысяч раз иглу, это всё равно что проституция, за которую платят не тебе, а ты платишь за весьма сомнительное удовольствие носить, пусть даже хорошо раскрашенную картинку. Но видели ли вы пожилых людей, кожа которых одрябла и свисает складками? У этих пожилых людей наколки уже не видны в том их виде, в котором они были нанесены изначально, а выглядит это очень ужасно. И не приведи судьба, если вам потребуется операция на месте наколки. Шрам от операции вам её испортит и придётся срезать лазером, а эта процедура и болезненная и дорогая, кроме того у вас будут долгое время белые пятна от лазера, которые даже в салярии не свести, а в месте рубца останется ничем не выводимая, даже лазером, цветная полоса, состоящая из красок использованных в процессе создания наколки. Вот и подумайте, а надо ли вам эта песня?
Успехов!

Александр Бедрицкий, умничка. Согласен.

Александр Бедрицкий, тот случай, когда комментарий лучше статьи и совпадает с моим мнением

Александр Бедрицкий, = Хорошо изложил, этот Читатель АБ ! =

Оценка статьи: 5

Не надо быть психологом, чтобы понять: к внешнему украшению и изменению себя, вообще аффектации, склонны люди зависимые от мнения окружающих и желающие тем самым произвести на них определенное впечатление.
Второй момент заключается в том, что это люди явно ведомые и подверженные моде, новым трендам. В определенной степени инфантильные и даже несчастные (доказывать миру что-то подобными методами, и вообще доказывать — все-таки комплекс).

Что мне лично интересно в этой связи, так это внушаемость этих масс и отсутствие собственного представления, мнения относительно красоты, нужности, полезности. Им дали эту моду — они последовали за ней. ИМ предложили брить головы и отращивать бороды, и тут они впереди планеты всей. Ведь все это не их, а им данное, внушенное.

С эстетической т.з., небольшое тату на предплечье или еще где, мне лично скорее нравится. А синие руки, шея, ноги и т.д. — конечно ужас с невозможностью проекции своего тела на будущее.

Игорь Ткачев, особенно мило смотрится «небольшое тату на предплечье или ещё где» . пониже на дряблом старческом теле. В какой «функции» площадЯ тату и индекс IQ ? Вот У чём вопрос.

Оценка статьи: 5

Сергей Дмитриев, вы верите В IQ?
Я лично скорее поверю, что тату — это красиво, чем В набор математическо-гуманитарных вопросов, призванных определить уровень моего интеллекта.

Игорь Ткачев, «Надеюсь, верую, вовеки не придёт ко мне» . восторг от татушных картинок на телесах. А с IQ как получится. . Такое у меня «сформировалось наблюдение».

Оценка статьи: 5

Сергей Дмитриев, честно говоря, мне фиолетово на их синие тату. Но бывает забавно. Пару дней назад на пляже женщина загорала. Сидела, подставив спину солнцу. А смысл?) Во всю спину татуировка. Практически полотно в разных оттенках серо-синей гаммы. Загару туда не пробиться.

Татьяна Пучкова, все эти взбрыки поветрий укладываются в ряд: авто-дурки, тату-дурки, вело-дурки, кеды-дурки, джинсы-дурки (драные) етс. Эта сатанизма наползает от того, что «народ» не читает книгу «Марксистко-ленинская эстетика», в которую я сонный заглядывал в часовой поездке на работу в автобусе «Икарус» с полной загрузкой.

Оценка статьи: 5

Татьяна Пучкова, бывает намного смешнее — когда на большом пивном пузе у мужика что-то вроде кашалота — а много лет назад, на поджаром и мускулистом животике был вытатуирован прекрасный дкльфин.

В чем прикол забивать полностью руки, рисунка все равно не видно одно сплошное месиво какое-то, синющая рука. Вот взять например футболистов бегают все с синими руками что красивого это все равно что покрасить руки и ходить и втерать что это красиво.

Вот именно непонятно в чем заключается красота?? Если это выглядит вроде бы какая то зараза на теле, или в грязи, не говоря когда на лице такое впечатление что мордаигрязная только её уже неумоешь

ежедневный макияж и тату?)) сравнение странное. клеймо на всю жизнь,это не мылом смыть. Чел. может потолстеть со временим и туту будет улыбаться или наоборот. По мне, немного не приятно смотреть на таких «выделяющихся» барышень.

человек что обезьяна ( не в смысле близка к природе) а в смысле любит подражать журналам кино тв мтв . губы ботекс борода стрижка мода шпильки джинсы сумки стрижки татухи косы дреды . кинь обезьянам красивую кость и они с удовольствием будут в неё играть. гравное быть в тренде и навариваться на этом ну или жить в деревне и пох на все тренды . рыбалка и охота форевер да голые бабы и баня у озерца. ляпота . вечные ценности кто то помнит. ну воот и ответы)))

Это не медицинский факт, а сугубо ваша личная фантазия, ни основанная ни на чем. Любое инакомыслие всегда воспринималось в штыки общей массой людей. Пережитки этого остались и по сей день. Я уважаю вашу точку зрения и прошу уважать мою. Я думаю, на этом мы закончим. Приятно было пообщаться.

Артем Кузин, нЕ основанная.

Оценка статьи: 5

Артем Кузин, хОх-Кей.

Оценка статьи: 5

Кто-то осознано, кто-то неосознано. Это касается и преступлений и нарушений ПДД. Я вас правильно понимаю, для вас сделать татировку и пойти на преступление одно и тоже?

Артем Кузин, «конечно, да!» . Преступление против. природы человека и это «медицинский факт».

Оценка статьи: 5

Многие негативные отзывы о татуировке идут от жлобства и ханжества, что не такой как все. По мне у татуровки есть много причин: для красоты, выделиться из общей массы, отражение внтреннего Я и т.д. Да, татуировки бывают красивыми, бывают неприятными, но история показывает, что интерес к татуировке не утихает и по сей день. В остальном, я бы посоветовал людям быть добрее и не осуждать других. У каждого человека есть право жить и делать все, что он хочет, не ущемляя права других людей.

Артем Кузин, aproporos,вчера вечером в пустующем магазине автозапчастей встретил худащавого товарища с обильной татуировкой морды лица: сплошные бакенбарды и что-то ещё украшали фейс несчастной жертвы массового психоза на тату.
Таким видом можно пуЖать детей. Чел — стадное животное и след бы держаться общих правил содержания внешности.

Оценка статьи: 5

Сергей Дмитриев, бывает и такое)) ИспуЖать детей можно чем угодно, было бы желание. Вы правы, человек действительно социальное существо и обязан придерживаться общих правил внешнего вида и поведения в социальных местах. Однако, человек еще и очень зависимое существо, и это касается любой сферы(тату, пирсинг, бодибилдинг, похудение, разные способы полученя адреналина) начинаешь с малого, а заканчиваешь неизвестно чем. Главное, чтобы выбор человека был осознанным и в определенном возрасте.

Артем Кузин, на преступления тоже идут»осознанно», а ещё больше нарушают ПДД, из-за чего и случается большинство ДТП.

Оценка статьи: 5

Чтобы добиться в жизни успехов,уметь управлять своей судьбой,быть хозяином своей жизни,надо быть человеком,открытым к знаниям,уметь думать,быть на волне современной бурлящей жизни.А тело свое раскрашивать-символы не помогут,хоть обколись. Искусство-лучше на заборах рисуйте.

Одна дурь, дань моды, красота, то это отнюдь не красиво, выпендриться — глупо, короче куда, ни плюнь, одни понты и придурь и временное явление, а делается надолго. Согласна с автором и предыдущим комментатором

Да, я противник татуировок и вот почему:
1) «Самая очевидная версия о том, что татуировка – это украшение». А разве тело человека не красиво само по себе? Или татуировка всего лишь лёгкий способ его «разукрасить»? Конечно, наделать наколок гораздо проще, чем, например, добиться подтянутого тела в спортзале.
2) «Ведь такое смелое решение, как тату, помогает почувствовать силу для других жизненно важных, поворотных решений.» — А, может быть, нужно глубже заглянуть в себя? Да, это требует больших моральных сил, но намного эффективнее наколок.
3) «Нанося себе на тело тот или иной рисунок, человек влияет на свою судьбу посредством символов, цветов и глубинного смысла, заложенного в них. Татуировка может быть своеобразным оберегом, который всегда с тобой и на тебе.» — А может и не быть. Или даже наоборот, привлечь больше несчастий в жизнь.
4) ««Татуировка на всю жизнь!» – а разве ежедневный макияж таким не является.» — Вот над этим смеялся, честно Макияж на всю жизнь? Вы настолько не уверены в своей внешности? Тут уже требуется психолог.
5) «К тому же татуировку можно свести, подправить или сделать полный кавер-ап, то есть перекрыть новой.» — Да, можно, но свести татуировку в 3 раза больнее, чем наносить. А подправить или обновить не всегда может получиться из-за индивидуальных свойств кожи.
6) «Если татуировка обдумана, выполнена качественно, художественно, она для человека становится его неотъемлемой частью, и как она тогда может надоесть?» — Также, как и всё может надоесть: и обои в квартире, и мобильный телефон, и автомобиль. Только татуировку сложнее обновить, а подчас и невозможно (см. предыдущий пункт).
7) «Тату придает носителю чувство защищенности. А для некоторых это является попыткой преодоления комплекса неполноценности.» — Ну да, легче сделать наколку, чем развить внутреннюю уверенность в себе.
8) «Многие используют тату в косметологических целях: скрыть шрамы и другие проблемные участки тела.» — Так скорее на этих проблемных участках и будет акцентироваться внимание. Автор статьи себе противоречит.
9) «Ну и естественно, тату – это вызов обществу, потому что все-таки большинство людей негативно, осуждающе относятся и к татуировкам, и к людям, имеющим их.» — Ну, если больше нечем выделиться из толпы, то да, тогда можно.
10) «Так что будьте полностью уверены в своем желании сделать тату и не совершайте необдуманных поступков.» — Вот-вот, не делайте наколки и сможете избежать двух зол: заражения крови или гепатитом, а также на вас не будет особой приметы (от сумы, да от тюрьмы не зарекайтесь).

Мартин Абалкин, браво МА ! Это детальный, попунктный «Ответ татушным Чемберленам» и их апологетам. Посмотришь на рослых баскетболистов,- сплошняк в тату и уже клейма негде ставить.

Оценка статьи: 5

Я против тату, но статья написана хорошо, с освещением почти всех закоулков темы. Особенно я проникся предложением в конце. Для многих это является попыткой преодоления комплекса неполноценности Хочется сделать «тюнинг»: Для многих это являтся приобретением комплекса неполноценнсти.

Какие бы оды-дифирамбы ни пели тату, напряжённо-брезгливое к ним отношение большинства останется во все времена. Не достаточно освещена тема тату-религия. Как борются с соблазном нататуиться верующие православные христиане, в частности?

По слухам поголовье верующих в РФ бурно приросло и достигает %% 80. Не отлучает ли РПЦ татушных из своих рядов?

Оценка статьи: 5

Сергей Дмитриев, диву даюсь: и к татушкам РПЦ причастна? Такое навязчивое стремление видеть во всем «руку патриархии» похоже на скрытую пропаганду.
Вот с «напряжённо-брезгливым» отношением согласна, и причина очевидна. Макияж смоешь — и нет его, а тату как добровольное пожизненное уродство. Даже если носителю и его окружению ну очень нравится! «Что естественно, то не безобразно», а с тату наоборот.

Тату рэпера Face назвали признаком психического расстройства

Татуировки на лице рэпера Ивана Дрёмина, более известного как Face, в военкомате назвали признаком психического расстройства. Об этом сообщил председатель военно-врачебной комиссии военкомата Башкортостана Борис Усатов.

Он отметил, что татуировки рэпера не позволили ему пройти врачебную комиссию.

Такие татуировки — уже признак психического расстройства, — цитирует Усатова argumenti.ru .

Усатов добавил, что пройти медкомиссию, помимо многочисленных татуировок, рэперу помешал и ряд хронических заболеваний. Врач отметил, что о них он не имеет права распространяться.

Как ранее писал News.ru, прошлым летом рэпер объявил, что уходит в армию. Face пообещал вернуться через год.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про тату: самая полная коллекция фото и видео