Японская татуировка. История стиля

Содержание

Японские татуировки — история и значение

Япония, несомненно, является страной контрастов и всегда отличалась неординарностью и своеобразным стилем. Поэтому неудивительно, что о японских татуировках известно очень давно, даже в древних письменах упоминались особые невиданные нательные рисунки. Довольно интересную историю имели японские татуировки в те времена.

История развития японских татуировок

Многие сходятся во мнении, что искусство татуировки было заимствовано из китайской культуры, некоторые же говорят, что татуированию японцев научили айны — древние племена с японских островов. Тогда татуировку наносили с помощью колючек растений и она была привилегией знати и важных персон. Далее татуировки наносили определенным сословиям, например, представители разных профессий имели татуировку с определенным иероглифом, а преступников клеймили на лбу татуировкой-иероглифом, означающей «собака». Через некоторое время самураи стали наносить татуировки, означающие героизм, преданность, силу духа и решительность. Они же первыми покрывали татуировками всю руку — от плеча до запястья, формируя таким образом тату рукав. Позже к власти пришли диктаторы, которые объявили запрет на татуировки, это послужило началу протеста японцев. Они наносили татуировку по контурам одежды, чтобы ее не видно было в жизни и при распахнутом халате, так как запрещалось оголять тело. Также считается, что значительная популяризация татуировки — это заслуга гейш, они наносили на свое тело многочисленные рисунки, имитируя праздничное кимоно, что делало их более соблазнительными. Имели татуировки и драматические актеры, которые рассматривали их с точки зрения выражения совей экспрессии на сцене. С тех пор тату-искусство в Японии достигло немалых высот, и трудно представить человека, относящегося к татуировке как-то пренебрежительно.

Со временем сложились определенные разновидности в татуировках. Например, кукуси-боро представлял собой невидимую картинку, которая создавалась путем помещения в порез рисовой пудры. В момент возбуждения или опьянения она становилась четче за счет притока крови. Татуировку иредзуми наносили только члены преступного клана якудзы, она могла покрывать большую часть тела. Татуировки гаман носили привилегированные персоны, сейчас же этот вид популярен у девушек.

Отличительные особенности японских татуировок

Татуировки в японском стиле хоть и очень разнообразны, однако имеют некоторые, присущие только им, отличительные черты:

  • использование ярких цветов и множества оттенков;
  • преобладание в тату красного и черного цветов;
  • четкий контур и фигурность;
  • выделение основного рисунка и проработка фона;
  • плотность изображения (нет непрокрашеных островков кожи на рисунке);
  • японские татуировки обладают внушительными размерами и могут занимать большие области на теле.

Основные мотивы

Искусство японских татуировок достигло больших высот, рисунки завораживают сюжетами, яркими красками, а каждое изображение несет глубокий смысл. Среди всего разнообразия все же выделяют основные, самые популярные мотивы японских татуировок:

  • дракон — означает смелость и храбрость, власть и благородство;
  • карп — означает стойкость и хладнокровность (набивается в красных и оранжевых оттенках, дополняется волнами);
  • тигр — власть, упорство, агрессия, бесстрашие;
  • сакура — символ мимолетности, красоты и мудрости;
  • маска Ханья — символ разочарования, мести из-за неразделенной любви.

А вот змея наделяется негативным смыслом, она ассоциируется с хитростью. Часто наносят изображения различных демонов, чтобы уберечь себя от злых духов. Девушки предпочитают, в основном, цветочные мотивы, ведь они привлекательно смотрятся и выгодно подчеркивают фигуру.

Японские тату довольно обширны и могут занимать значительное место на теле. Наносят их обычно на всю спину или грудь, на всю руку, иногда даже все тело покрывается сплошной татуировкой! Естественно, это предполагает многочасовую и кропотливую работу мастера. Поэтому важно выбрать опытного и квалифицированного мастера, чтобы потом не жалеть о потраченных деньгах и времени.

Японские татуировки и их значение

Подобно скрытому от посторонних глаз миру гейш, в Японии принято считать самым красивым то, что неочевидно.

Искусство японского тату

В искусстве востока есть такой принцип – прекрасное меньше всего доступно глазу, наибольший эффект производит то, что видишь редко. Это часть японской традиционной культуры, и без нее японцы потеряли бы свое чувство прекрасного. Этот принцип относится и к японским татуировкам.

История татуировки японских мастеров

В прошлом татуировки были запрещены в Японии, за одним необычным исключением. Татуировки разрешались только пожарным, поэтому они украшали свое тело весьма затейливыми рисунками. Считалось, что в случае гибели пожарного его можно будет по ним опознать. Всем прочим, в том числе государственным служащим и тем, кто занимался спасением людей, татуировки запрещалось делать законом. Также изображения наносились на тела преступников и заключенных.

Однако в 17 веке положение дел изменилось. Причиной тому была отмена пометок татуировками преступников. Расписные рисунки на теле стали разрешены как среди обычных людей, так и в кланах якудза. Тем не менее, до сих пор ношение татуировки в Японии не поощряется.

Мастера передавали искусство росписи тела ученикам. Для того, чтобы стать специалистом, ученик был обязан в течение нескольких лет быть «тенью мастера», другими словами, обучаться этому ремеслу, все время находясь вместе с учителем. Только через длительное обучение осваивалась техника нанесения изображений и понимание того, какие рисунки сочетаются между собой, а какие нет.

В традиционной японской культуре тату существует множество традиционно совмещающихся изображений. Нампример, львы, драконы и демоны располагаются рядом с цветами, обозначая равновесие силы и красоты.

Современные японские мастера татуировки, как и в прежние времена, пользуются ручным способом росписи тела, не используют электрические татуировальные приборы.

Японские татуировки и их значение на русском.

Японские татуировки составляют три типа: иредзуми, гаман и какуси-боро.

Иредзуми (хоримоно). Этим словом обозначались изображения, присущие якудза. Они покрывала всю спину, грудь, руки и бедра. В современном значении иредзуми – просто татуировка в японской манере.

Гаман. Такие татуировки наносили знатные мужчины, которые хотели показать свою мощь, храбрость и мужество.

Какуси-боро – необычный тип татуировки, который наносили в подмышечных впадинах или на внутреннюю часть бедра только женщины. Обычно это делалось путем наполнения порезов рисовой мукой. Такую татуировку могли узреть лишь самые близкие люди, она становилась видна на теле, разгоряченном любовными утехами или после водных процедур.

Сюжет японской татуировки очень важен. Каждая составляющая всего изображения обязана содержать смысл и характеризовать человека с татуировкой. К примеру, карп означает счастье и процветание, кролик – плодовитость, тигр – храбрость и невероятную мощь. Пионы являются знаком везения, сакура символизирует недолговечность бытия, клен обозначает любовь.

Японская татуировка дракон

Наиболее популярное изображение в Японии – дракон. В татуировке этой страны дракон имеет части тел других животных, это могут быть уши быка или змеиное тело. Полагают, что это сказочное существо дарит везение, а если дракон опутывает меч, то это обозначает великую силу.

Иностранные татуировщики зачастую допускают грубые ошибки из-за того, что не разбираются в японских символах.

Японские татуировки иероглифы

Наиболее знамениты татуировки японских иероглифов Канджи. Этот вид росписи тела обладает необыкновенной красотой и разнообразием. Мастерски нанесенными знаками традиционного каллиграфического письма страны восходящего солнца можно рассказать все о себе.

Значения иероглифов канджи

Кроме этого, популярны изображения фантастических животных. Это может быть рыба Кои, полубык — полудракон, который приносит радость и богатство.

Видео о японских татуировках

В видео рассказывается об истории нанесения рисунков на кожу в стиле страны восходящего солнца.

Жанр статьи — Татуировки Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

14 удивительных татуировок японской мафии якудза и их скрытое значение

Якудза — один из самых знаменитых преступных синдикатов мира. Эта японская мафия опирается на ценности патриархальной семьи и свято чтит традиции. Особое значение в этой преступной группировке имеют и татуировки. И сегодня мы расскажем вам о скрытом символизме некоторых из них.

1. Карп кои

Татуировки с карпами кои очень распространены среди членов якудзы. Обычно карп кои символизирует счастье и удачу. Однако в японских мифах сказано, что эти рыбы могут подниматься по водопаду, так что тату с карпом кои еще и является свидетельством силы воли и духа ее обладателя. Тот, кто наносит себе на тело такой рисунок, прошел через нелегкие испытания.

2. Дракон

В Японии драконов считают защитниками человечества. Для якудзы дракон — символ мудрости, силы, храбрости и так далее. Значение тату с драконом может различаться и по цветам: зеленый дракон ассоциируется с природой, черный — с опытом, золотой — с чем-то очень ценным.

3. Феникс

Еще одна типичная татуировка для якудзы, символизирует триумф, спасение и перерождение.

4. Змея

В Стране восходящего солнца татуировка со змеей имеет много значений. Иногда считается, что такой рисунок — воплощение хорошего здоровья и способности восстанавливаться. Но в народном фольклоре змея означает провидение, мудрость и силу, а также плохие вести и болезнь.

5. Самурай

Татуировку с изображением самурая имеют право носить только избранные члены якудзы. Самурай символизирует безграничную преданность традициям, делу, какой-либо идее. Человек, нанесший такой рисунок на тело, просто обязан обладать железной волей.

6. Цветущая вишня

Цветение вишни или сакуры в Японии означает саму жизнь. Как только цветки падают с дерева, их уносит ветром и дождем, и они исчезают с земли.

7. Маска Они

В японской мифологии Они — злобные человекоподобные чудовища, похожие на христианских бесов. Питаются Они человеческими мясом. Что касается татуировок, то здесь Они несут охранительную функцию, но если такой рисунок делает себе член японской мафии, то, скорее всего, этот человек занимается убийством неугодных якудзе людей и/или выбивает долги.

8. Тигр

Тату с тигром для членов якудзы — знак мощи, храбрости и избранности. А вообще, в Японии тигр является оберегом от болезней, демонов и бед. Он также символизирует осень и (в мифологии) имеет способность управлять ветром.

9. Небесный лев Будды

Обычно статуи этих созданий стоят перед буддийскими храмами. Они как бы являются защитниками, охранниками храма. В татуировках лев Будды представляет собой защиту от злых сил и опасности.

10. Отрубленная голова (Намакуби)

Намакуби в переводе означает «недавно отрубленная голова». Связана такая татуировка с самурайским обычаем подносить своим командирам отрубленные головы врагов. Популярное объяснение такого рисунка на теле — готовность безропотно принять свою судьбу, а также бесстрашие и отвага.

11. Пионы

Для японской мафии татуировка с пионами означает мужественность, силу и безбашенное отношение к жизни.

12. Хризантемы

Хризантемы связаны с императором. Они символизирует совершенство и долголетие.

13. Лотос

Члены якудзы считают лотос воплощением жизненной борьбы. Сам цветок зарождается на дне водоема и медленно пробивается к свету.

14. Вода

Многие японские татуировки включают в себя изображение воды. Вода опять-таки связана с течением жизни, а еще для японцев вода — несокрушимая сила природы, перед которой не устоит ни один человек.

Сергей Буслаев – мастер японской татуировки

Предлагаем Вам специальное интервью московского мастера японской татуировки по имени Сергей Буслаев. Хоримоно – слово в японском языке дословно имеющее значения: гравировка по металлу или резьба по дереву. Так же это слово известно, как определение понятия татуировки. Еще достаточно часто и равнозначно для обозначения татуировки в стране восходящего солнца используют слово ирезуми.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как и когда Вы занялись татуировкой, с чего всё начиналось и каким образом Вы пришли именно к японской татуировке?

Сейчас даже как-то странно об этом говорить, но я случайный человек в татуировке, да и в изобразительном искусстве тоже. Я никогда не был одаренным ребенком, который бы подавал надежды в качестве художника или, к примеру, архитектора. Родители не отдавали меня в художественную школу, а я и не просил. Я вырос в семье военных и других путей, кроме как карьеры в погонах, мне не было уготовлено. Но именно учась в военном университете, я впервые познакомился с татуировкой. Далекой от совершенства, абсурдной, но полностью захватившей моё сознание. Это было молодое время экспериментов на себе и на сослуживцах. Сегодня трудно себе представить, как в отсутствии интернета, любых доступных журналов, а главное знающих и понимающих в этом людей, мне удалось на ощупь познавать тонкости этого непростого дела. Татуировка должна была всерьез зацепить, чтобы не бросить заниматься ей на пол-пути. Меня зацепила серьезно. Что касается японской татуировки, то безусловно, этот стиль был моим любимым и наиболее близким даже тогда, когда я только-только начал заниматься тату-искусством. Мне близок подход, который требуется для японской татуировки. Меня привлекает и строгость и серьезность этих дизайнов, их монолитность. Я занимаюсь татуировкой десять лет, но лишь последние года три я делаю исключительно японию. Самое трудное было отказываться от возможности зарабатывать, как универсальный мастер. Оно того стоило!

Я с детства любил конструкторы. Мне нравится собирать дизайн, нанизывать друг на друга основные элементы, располагать фон, определять идеальное направление волн или потоков воздуха. Мне нравится в японской татуировке её масштабность. Хочется всегда продумывать любой дизайн с учетом того, что работа рано или поздно будет продолжена. В идеале, конечно же, костюмы! Это предполагает долгие и, порой переходящие в дружеские, отношения с клиентом. Со многими я встречаюсь регулярно в течение нескольких месяцев, чтобы закончить лишь одну работу.

Как Вы считаете, японская татуировка – это в большей степени вопрос философии, или это лишь нанесение на человеческое тело изображений в соответствии с определёнными правилами?

Я все-таки склонен считать, что японская татуировка – это комплекс всего вышеперечисленного. Что касается меня, то я всего лишь исполнитель, а как обладатель её наполнит – решать только лишь ему. Меня моя работа привлекает с художественной точки зрения в первую очередь, я люблю находить оригинальные решения, искать подходящее расположение деталей. Я стараюсь создавать татуировки, которые действительно будут стоить своих обладателей.

Расскажите немного об упомянутых канонах в японской татуировке. Есть ли какие либо обязательные законы композиции, правила применения цвета и тому подобное?

Естественно, в данном стиле существует определенный регламент. Если говорить о фонах, то нужно всегда помнить, что он обозначает стихию. Это может быть как изображение воды, так и изображение воздуха. Если, к примеру, изобразить карпа-кои в облаках, то это будет выглядеть, по меньшей мере странно. Также нужно понимать, что следует ограничивать употребление массы цветов и оттенков. Чтобы не запутаться и не перебрать, всегда надо помнить о скудном наборе цветов в древние времена, когда этот вид искусства зарождался, тогда и не ошибёшься! Если говорить об гравюрах, то многие склонны привносить в них свои изменения. Подобные вольности не приветствуются и стоит оставить всё в неизменно виде.

Может ли тату-мастер заниматься японской татуировкой не погружаясь в её древнюю историю, а быть лишь копировщиком эскизов?

Я считаю, что в японской татуировке вообще нет такого понятия как эскиз. Эскизы – это что-то ограниченное рамками определенного размера и безлико нарисованное для всех страждущих. А в японской татуировке просто технически сложно одну и ту же картинку перенести на разных людей. Тут дело и в комплекции, и в росте, и в общем строении тела клиента. Существуют диайзны, давно придуманные до нас. Задача современных татуировщиков (приверженцев этого направления) умело взять эти дизайны за основу, привнести своё видение и разместить его на теле со вкусом. Если ты не увлекаешься историей и традициями страны, просто не возможно сделать так, чтобы татуировка выглядела правильно. Бездумный и любительский подход всегда очевиден в таких работах.

Как Вы думаете, существует ли возможность у человека с другого континента и далёкого от Японии, понять культуру этой страны, в том числе и культуру татуировки?

Современные японские татуировщики также глубоко и со всеми усилиями стараются познать основы этого стиля. Другое дело, что культурная база и доступность материалов, информация на языке оригинала упрощают это дело.

Знаете ли Вы как относятся японские татуировщики к тем мастерам, которые занимаются традиционной японской татуировкой, но не являются гражданами Японии и даже ни разу не были в этой стране?

Среди татуировщиков разных стран существует взаимоуважение. Никогда не слышал, чтобы кто-то жаловался на презрение со стороны японцев, в равной степени как и со стороны ребят из других стран. В самой Японии в наибольшей степени татуировщики сейчас терпят гонения со стороны правительства. В данный момент эта тема весьма тревожна. Многие татуировщики уезжают из Японии.

Существует множество противоречивой информации: как вообще японское общество относится к татуировке в целом?

Эта информация не противоречива. Действительно, к татуированным людям отношение резко-отрицательное. Вход заказан во многие общественные места. Татуировки следует скрывать. В последнее время на татуировщиков обрушивается жесткая критика. Страну хотят вовсе очистить от тату-культуры. Будем наедятся, что ситуация в скором времени выправится. Хотя, возможно, это и помогает стилю и татуировке в Японии сохранять смысл – таинство и что-то вроде андерграунда. Татуировка и должна быть такой! А что сейчас? Татуировки делает кто попало и кому попало.

Распространено мнение, что татуировка может изменить судьбу человека. Как Вы считаете, способна ли японская татуировка, которая полна символизма и значений, сделать это?

К суевериям я не склонен. Хотя при определенном настрое, наверное, можно почувствовать некоторые изменения. Зачастую это бывает связано с тем, что человек, у которого появилась достойная тату, становится более уверен в себе. Кто-то начинает заниматься спортом, чтобы еще больше подчеркнуть татуировку. Кто-то преуспевает в делах, становясь более раскрепощенным. А многие, перетерпев боль, закаляют свой характер и решаются на рискованные поступки в других делах.

Проведите, пожалуйста, небольшой экскурс в символику японской татуировки. Расскажите о смысле наиболее встречающихся символов, тематик и элементов.

Небольшой экскурс вряд ли получится сделать. Это тема даже не одной лекции. Я бы и сам посетил парочку таковых. В России чаще всего предпочитают делать мифических персонажей. Самые популярные – это драконы, карпы-кои, фениксы и тигры. Это те рамки, которые я всячески стараюсь расширить, в условиях нашего менталитета. Хочется показать и предложить другие более редкие, но не менее сильные и крутые японские дизайны. У меня очень много правильных книг, которые я достаю с трудом, в них много полезной и развернутой информации. Я с удовольствием делюсь ей со своими клиентами.

Существует ли разделение на женскую и мужскую татуировки?

Строгого деления – нет. Девушки в меру своей фантазии и желаний просто украшают своё тело любыми дизайнами.

В каком случае Вы можете отказать клиенту, который пришел к Вам и требует татуировку в японском стиле?

Во-первых, ко мне приходят исключительно за татуировками в этом стиле и их у меня не требуют. А во-вторых, мне наверное очень везет с клиентами. Все эти люди, как правило, приходят с уже воспитанным вкусом в этом направлении, готовые что-то обсуждать. Многие даже просвещают меня в некоторых тонкостях, так как глубоко интересуются японской культурой. Прочие же, сами сливаются на этапе консультации.

Пробовали ли Вы работать традиционным способом, применяя не тату-машинку, а тебори (традиционные бамбуковые палочки)?

Да, конечно! Спустя какое-то время, я уверен, каждый мастер, который работает в японском традиционном стиле, приходит к тому, чтобы испытать себя и свои навыки в этой технике. Тебори, скорее всего не станет моей основной деятельностью, но порой сделать пару таких татуировок – это все равно, что получить пинок под зад и перекроить свое мышление.

Может ли существовать развитие у такого классического стиля татуировки, как японская татуировка? Это сформировавшийся стиль, который должен оставаться неизменным в веках, или он будет претерпевать изменения? Если второе, то какие именно?

Грустно будет, если этот стиль претерпет каки-либо изменения. Вернее он уже их претерпел в руках многих, даже очень именитых татуировщиков. Например, уже существуют такие термины, как японская неотрадиция. Всё-таки я считаю, что это уже развитие нового стиля, как такового. А вот традиционная «японская татуировка» на то она так и называется, чтобы из поколения в поколение её кто-то бережно хранил.

Классическая японская татуировка не предусматривает буйства красок, особенно каких-нибудь неоновых. Изображения должны быть простыми, понятными, четкими. Много черного, много контраста. А в современных интерпретациях у тех же драконов могут быть чуть-ли не 3D-формы, с переливами и бликами.

Дайте несколько советов начинающему татуировщику, который решил что хочет посвятить себя японской татуировке

Советы простые и применимы к любому направлению. Прежде всего, нужно быть внимательным и наблюдательным. Не стоит вариться в своём собственно супе. Не скупитесь на ресурсы, из которых вы хотите получить информацию. Хотите задавать вопросы татуировщику, то запишитесь к нему на тату и смотрите как он работает. Хотите прочитать о чём-то – купите книгу. Хотите преуспеть – много трудитесь. Уделяйте максимум своего времени рисованию. Организуйте себя. И никогда не думайте, что вы супер-звезда, эта мысль может остановить ваше развитие!

Божественные Лисички. Мы красавицы.

Лисички. Мы модницы. Мы красавицы. Мы супер.

Японские татуировки. История.

Японская татуировка период Дзёмон и до эпохи Эдо

Появление татуировки в Японии относят к периоду Дзёмон (10,000 до н.э.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Царица в стиле Реализм, Черно-Серая Голень

300 до н.э.). Дзёмон означает «узор веревки.» Большое количество глиняных горшков с веревочным рисунком было найдено и время их создания относят к этой эпохе. Глиняные фигурки сделанные в ту эроху называются догу (dogu), ученые считают что на некоторых догу рисунки изображают не что иное как татуировки на лице и теле. Самые древние догу, на которых были изображения татуировок , найдены около Осаки в 1977 году. Предполагаемая дата создания пятый век до нашей эры. (Ричи,1980). Также были найдены глиняные фигурки датируемые периодом Яей (300 до н.э.

300 н.э.) (Ёсиока, 1996).

Первое описание японской татуировки встречается в китайской рукописи третьего века Гисиваджинден (Gishiwajinden), это самое древнее упоминание о Японии. Япония в этой рукописи называется Ва (Wa), а упоминание о татуировке описано в этом отрывке:
«Мужчины Ва татуируют свои лица и рисуют узоры на своем теле. Им нравится ловить рыбу и моллюсков. В древности они разрисовывали свои тела, чтобы защитить себя и отпугнуть большую рыбу. Позже эти узоры стали орнаментами, и они различаются от клана к клану положение и размер узоров зависят от статуса человека…. Они мажут свои тела розовым и алым, для того же, для чего мы китайцы используем порох»

Начало периода Кофун (300 н.э. — 600 н.э.), вслед за эпохой Яей. Слово «кофун» означает старая могила, в этот период во многих местах были сделаны курганы, в которых потом нашли различные глиняные фигурки в форме кукол, лошадей и домов. Такие фигурки называются ханива (haniwa), которые копируют фигурки догу эпохи Дзёмон. Рисунки на фигурках ханива рассматриваются как копия татуировок.

В 622 году н.э. посланник Китая написал о японской татуировке в Дзуйсё, там есть раздел по названием «Рюкю kokuden» в котором описан практический способ нанесения татуировок женщинами Рюкю. Сейчас острова Рюкю являются частью префектуры Окинава, самая южная часть Японии, тогда же это было независимое государство, находящееся под угрозой захвата Японией или Китаем.

В Дзуйсё описывается, что к тому времени между Окинавой и Тайванем уже шла торговля, однако, нет единого мнения к чему относились острова Рюкю, к Окинаве или Тайваню. Множество ученых считает что рисунок татуировок очень похож по стилю на татуировки аборигенов Тайваня (Ёсиока, 1996). Но татуировки Окинавы можно также отнести и к татуировкам не только Тайваня но и юго-восточного региона азии.

Такое объяснение татуировок было до появления в восьмом веке первой японской печатной книги. В Кодзики (712 н.э.) описываются два типа татуировок. Первый тип, это знак высокого социального статуса, и второй как знак преступника (Мак Каллум, 1988). Позднее, в Анналах Японии (Нихонги/ Нихон сёки), завершенных в 720 н.э., описывается как человеку по имени Азуми Мураджихамако сделали татуировку в наказание за предательство. Это является примером наказательного использования татуировок. Мак Каллум (1988) суммировал материалы о японский татуировке периода Кофун. В начале периода, татуировка нормально воспринималась обществом, однако ситуация сильно поменялась уже к середине эпохи.

В период между 600 н.э. и 1600 годом н.э., начинает появляться литература о татуировке. Тамабаяси (1956) и Ван Гулик (1982) отмечают, что в кодексе Дзёей изданном в 1232, преступникам в качестве метки делались татуировки. Согласно некоторым исследователям, татуировка была отличительным знаком изгоев общества. В связи с этим, люди получившие татуировку в наказание часто образовывали небольшие группы, сообщества, которые остальными назывались ета и хинин (не человек, нелюдь).

Иизава (1973) и Тамабаяси (1956) так же отмечают что обычай татуировки так же был распространен среди самураев в некоторых регионах, татуировка делалась как отличительный или опознавательный знак.

«Солдаты носили доспехи с отличительными знаками своего клана, но при ситуации, когда мародеры уносят с поля боя все, отличить погибших воинов одного клана, от таких же воинов другого практически невозможно, как раз для такого отличия и служила татуировка»
(Иизава, 1973; 252).

В период Теншо (1573

1591), самураи клана Сатсума (теперь Кагосима) делали себе татуировку в виде иероглифа на плече, однако эта информация не подтверждена документально.

Упоминание о татуировках Рюкю

О татуировках Рюкю впервые упоминается в 1461, однако некоторые исследователи убеждены, что описание прведенное в Зуйсё 622, является самым древним упоминанием о татуировках Рюкю, несмотря на то что это утверждение все еще считается только теоретическим (Ёсиока, 1996). Самые ранние записи о татуировках Айну принадлежат итальянскому исследователю, Гироламо Де Анжелис, датируемые 1612 и 1621 (Ёсиока, 1996). Люди Айну делали себе татуировки как на руках, так и на лице, татуированы были щеки, брови, лоб и узор вокруг губ. Татуировка у Айну служила сразу нескольким целям: косметическое назначение, родовой знак, знак половой зрелости, религиозное назначение, ну и просто украшение. Хотя в большинстве упоминаний о татуировках Айну речь идет о женщинах, но существуют записи о том что мужчины в некоторых районах так же носили татуировки. (Такаяма; 1969, Ёсиока; 1996).

Свою первую татуировку девушки Айну получали в возрасте от 10 до 13 лет, в отдельных случаях это случалось и в 5-ти и в 6-ти летнем возрасте. Эти татуировки делались в тот момент, когда девушка достигала брачного возраста (про 5-6 лет я считаю имеется ввиду случай когда родители заранее договаривались о браке своих детей; прим. переводчика). Рисунок татуировки напрямую зависел от узора на одежде рода.

Тосабаяси (1948) детально изучал рисунки татуировок Айну, он читает, что рисунок напрямую зависел от узора на поясе «чистоты», который носили девушки Айну, и символизировали чистоту и добродетель. Так же они служили для защиты от жестокости других родов.

Татуировки Рюкю делались только на руках, на тыльной стороне ладони, на пальцах, запястьях и костяшках пальцев, возможно были татуировки на лице, но таких примеров неизвестно (Глакен, 1955). Распространение традиции татуирования по островам Рюкю, было неравномерным, на некоторых островах татуировки делались как мужчинами так и женщинами, на других только женщинами, на третьих вообще не делались никем. Возрастной показатель, также различался для островов, на некоторых татуировки делались в более юном возрасте на других позже, так же это зависело от обычаев рода (Ёсиока, 1996). Татуировка у аборигенов островов Рюкю символизировала несколько вещей, религиозные убеждения, половую зрелость, знак замужества, как нательное украшение, принадлежность к полу, и родовые узоры. Глакен (1955) описывает еще одно назначение татуировки у женщин Рюкю, она служила защитой от похищения, в истории Рюкю часто встречаются случаи, когда японцы воровали женщин с островов для борделей, но так же аборигены Рюкю знали, что японцам не нравятся татуированные женщины (Харинг, 1969).

Также существуют примеры использования татуировки в терапевтических целях аборигены Айну и Рюкю верили, что татуировка поможет вылечить пораженную часть тела и делали на ней татуировку (Ёсиока, 1996).

Культурная основа японской татуировки

Иеясу Токугава, первый сёгун эпохи Эдо, объеденил страну и установил центр политической власти в Эдо (современный Токио). Он установил жесткую социальную структуру, поделенную на четыре класса, «ши» — воины самураи, «но» — крестьяне, «ко» — ремесленники и «шо» — торговцы. Такое деление было основано на конфуцианстве. Ранг самурая считался самым высоким, крестьяне и ремесленники имели более высокий статус, нежели торговцы, так как делали больший вклад в производство государства. В те дни налоги платились главным товаром страны – рисом, поэтому крестьяне были вторым по уровню классом. Иеясу продолжал издавать жесткие указы, часто подавляя религиозные противоречия его политике, в 1614, он запретил христианство. О христианстве Иеясу четко заявил одно – Япония страна Богов. Интересно то, что Иеясу часто цитировал конфуцианскую доктрину.

(Баллу, 1945: 131). Один из важнейших элементов конфуцианской философии, это сыновнее почтение, и сыновняя обязанность по отношению к родителям соблюдать: покорность, ответственность, и преданность. В свое время такие качества, это основа феодализма. Более того система нео-конфуцианского философа Чу Хси, которую позже возглавил Хаяси Разан, один из известнейших ученых начала эпохи Эдо, Чу Хси выделял пять основных типов взаимоотношений людей: отец и сын, правитель и подчиненный, муж и жена, между старшими и младшими, и дружеские (Сансом, 1963).

Правила Букэ Сёхато (Правила военного дома) выпущенные в 1615, стали основой самурайского кодекса. Они содержат тринадцать пунктов, и жестко расписывают «путь» самурая в повседневной жизни, от обучения до женитьбы, включая и кодекс одежды. Десятый пункт правил Буке Сёхато гласит: «все наряды и узоры должны соответствовать рангу носящего их, они не должны быть экстравагантны в цвете и рисунке (Сансом, 1963: 8). Ограничения в одежде в эпоху Эдо были очень жесткими. Иеясу достаточно часто издавал указы о форме одежды в период своего правления. Для простолюдинов так же был расписан в деталях (Далби; 1983 и 1993, Миннич; 1963, Сансом; 1963, Танида и Коике; 1989).

Следом за созданием самурайской культуры в Эдо, выросла численность простого населения, как в сельской так и в городской местности. Торговцы, самый низший класс, постепенно набрал власть к восемнадцатому веку и это положило начало росту экономики. Богатые торговцы стали часто назначаться на государственную службу и стали богаче самураев. Благодаря экономическому процветанию, качество жизни городских жителей сильно улучшилось, с ростом благосостояния, начался рост искусства.
Если рассматривать ретроспективно, то самой привлекательной особенностью этой эпохи можно назвать буйство красок и узоров одежды, которое отображало настроение людей той эпохи. Это особенно интересный аспект истории Японии, что с ростом благосостояния торговцев и ремесленников так же начался самый лучший период в искусстве (Сансом, 1963: 153).

Эту эпоху назвали Генроку (1688-1704), другими словами, юкиво, что значит»текучий мир» слово юкиво взято из буддийских выражений, и оригинальное значение его «темнота изменчивости бытия, или мимолетность жизни.» С изменением общества на протяжении веков, значение и преобрело вид «текучего мира.» Писатель Рёи использовал этот термин в своем произведении «Юкиё Моногатари» (UkiyoMonogatari), «Истории изменчивого мира» (Вильямс, 1983). Он описывает жизнь в ранний период эпохи Эдо, что же за слово юкиво.
Богатые горожане окружающие его не беспокоились ни о каком спасении души, а охотно предавались своим материальным, и недолго существующим удовольствиям бытия. Большинство известнейших работ искусства было сделано, и «чонин бунка» — городская культура полностью сформировалась в этот период.

Кисёбори (kishobori) – татуировки клятвы и обета

Термин , иребокуро (irebokuro) означает татуировку, и использовался в эпоху Эдо. Ире (Ire) или Иреру (ireru), означает нанесение, и бокуро (bokuro) или хокуро (hokuro) — красивое пятно. В начале эпохи Эдо, были в виде точки или пятна, еще не искусное изображение. Иребокуро впервые появилось среди юдзё, или проституток. Традиция иребокуро вероятнеевсего возникла вместе с появлением легальной проституции (Тамабаяси, 1956). Согласно Тамабаяси (1956), основная группа использовавшая татуировки иребокуро были юдзё, и вторая группа гейши. Татуировки среди обычных девушек и женщин были редкостью. С другой стороны, если брать мужское население, в основном клиенты юдзё и гейш или бабники, тоже могли иметь такую татуировку. Чаще ее можно было увидеть у молодых людей.

Тамабаяси (1956) описывает один из старых рисунков с иребокуро: мужчина и женщина держатся за руки, и у них видны татуировки в виде родинок на кончиках больших пальцев. Иребокуро было напоминанием для любовников, и служило обетом вечной любви. Есть примеры, что некоторые юдзёимели татуировку, которая изображала имя любовника и японский иероглиф «жизнь» (inochi). Это служило символом силы любви. Тамабаяси также упоминает о применении иребокуро как знак гомосексуальных отношений между жрецами и мальчиками. Татуировки клятвы так же назывались кисёбори, татуировки обета. Юдзё обычно делали свои татуировки на руке, чаще на внутренней стороне, ближе к запястью, но не никогда на предплечье (Тамабаяси, 1956). Их татуировки вероятно означали скрытые страхи, запретную любовь или личные мечты. Назначение татуировок юдзё было одним из серьезных обещаний, свадебное доказательство, знак вечной любви, и знак искренней любви в душе и сердце (Тамабаяси, 1956:24). Для других иребокуро возможно были инструментом чтобы порадовать и удержать клиента.

Гейши и юдзё делали странные вещи чтобы сохранить своих клиентов. Несколько авторов (Фудзимото; 1915, Тамабаяси; 1956, Сьегл; 1993, Ван Гулик; 1982) ссылаются на такие примеры поступки гейш.

1. женщина передавала письменный залог любви своему любовнику
2. она делала татуировку на руке с именем своего любовника.
3. обрезала волосы.
4. отрезала мизинец.
5. вырывала ноготь на одном из пальцев.
6. делала разрез ножом на бедре или локте (Fujimoto, 1915: 129).

В литературе эпохи Эдо часто описываются эти обычаи: письмо залога, татуировка, отрезание пальца, обрезание волос и вырывание ногтей (Сьегл; 1993, Тамабаяси; 1956, Ван Гулик; 1982). Смысл залогового письма сводился к нескольким каплям крови мужчины и женщины (Сьегл, 1993), татуировка имела такое же значение как и письмо. Многие юдзё и гейши татуировали сами себяв угоду клиентам.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Индеец с духовой трубкой в стиле Цветная Голень

Однако, татуировка считалась непристойной и неблагоразумным поступкомв среде гейш высшего уровня, и они стремились всячески этого избежать (Сьегл, 1993). Некоторые клиенты настаивали на таком поступке и гейша вынуждена была подчиниться. В тоже время гейшам необходимо было знать как свести такую татуировку. Они прижигали татуировки травами (моха) и огнем (Сьегл; 1993, Тамабаяси; 1956,Ван Гулик; 1982). Татуировка могла быть причиной неприятности, если у женщины было несколько разных клиентов. Существуют записи о том, что гейшам и юдзё нередко приходилось делать новын татуировки и сводить старые, когда менялся клиент. Отрезание мизинца или волос, а также вырывание ногтя было более серьезным поступком, нежели татуировка, потому что это было явно заметным знаком. Самой экстремальной формой проявления вечной любви было синджу (shinju), двойное самоубийство. Могие любовники совершали двойное самоубийство, и этот феномен просуществовал от эпохи Генроку (1688-1703) до 1720’s (Сьегл, 1993). К концу эпохи токугава, кисёбори перестала быть популярной.

Уголовные татуировки в древней Японии

У правительства токугавы были финансовые проблемы, Ёсимуне в 1716 стал восьмым сёгуном, и начал свое правление с реформ. Одно из самых больших изменений — экономность. Он сам понизил свои расходы, и приказал остальным служащим урезать расходы на свои министерства. Горожан тоже обчзывали понизить их стандарты проживания, им запрещалось одеваться в яркие и дорогие наряды.
Одним из ключевых изменений стала практика применения татуировок как формы наказания в 1720 году (Накано; Тамабаяси; 1956, Ван Гулик; 1982), что заменило ампутацию носа и ушей. Татуировка как наказание не применялась к классу саммураев (Ван Гулик, 1982). Согласно кодексу Ёсимуне, грабители а так же убийцы приговаривались к смерти. Такие преступления как вымогательство, мошенничество и подделка наказывались татуированием. Преступникам делалась татуировка в виде черного кольца вокруг руки за каждое совершенное преступление, или в виде японского иероглифа на лбу.

Татуировка стала меткой преступника, использующейся властями для изгнания виновных из общества. Так как назначение наказательной татуировки, это идентификация преступников и повторно совершивших преступление, получился своеобразный замкнутый круг. Преступники носившие татуировку изгонялись обществом, что приводило к тому, что некоторые из них опустившись на самое дно, совершали постоянные преступления. В итоге, такая система наказания привела к формированию группы социальных изгоев, которая называлась ета (eta). По этой причине люди стали бояться человека с татуировкой, в свою очередь наказанные охотно пользовались этим страхом для совершения преступлений. В результате чего татуировка расценивалась как угроза обществу.

В итоге этот обычай просуществовал вплоть до его отмены в 1870 и в общей сложности такая практика наказаний применялась 150 лет.

Появление графической татуировки в Японии

Гарафические татуировки впервые появились после эпохи Хореки (1751-1764) (Иизава; 1973, Накано; 199u, Тамабаяси; 1956, Ван Гулик; 1982, Ёсиока;1996). Изначально это были довольно небольшие рисунки, и в качестве изображения обычно делался либо фамильный герб, либо устрашающие изображения, например рисунок в виде отрубленной человеческой головы. Стали появляться люди с двумя и более татуировками на теле, каждая из которых находилась на расстоянии от другой, это расстояние бралось в произвольной форме и никогда не повторялось.

С появлением искусства юкиё-е (юкиё-е) изменился и стиль японской татуировки. Картинки юкиё-е («изменчивого мира») в основном изображали ландшафты, повседневную жизнь людей, включая праздники и развлечения, например выступление кабукиили вид «кварталов удовольствий».

Впервые появились цветные иллюстрации. В 1650 рисунки юкиё-е начали переноситься с деревянных дощечек в более доступные массам книги (Смит, 1988). Форер (1988) и Хиллер (1981) отмечают разницу между запдным рисунком и японскими произведениями. В то время, как западная живопись использовала большое количество различных материалов, японские рисунки выполнялись только с использованием кисти и туши. Ограниченное количество материалов дало начало отдельному стилю сумие (sumie) или суибокуга (suibokuga), чернобелые рисунки тушью, что в свою очередь повлияло на возраждение татуировки. Позднее различные цветные краски.

В японской татуировке началось применяться традиционное искусство, кисть заменилась пучком иголок. Татуировка стала популярным искусством среди низшего класса. Китайская легенда Суйкоден (Suikoden), литературно «Водная граница», оказала очень сильное влияние на развитие татуировки. В этой легенде описываются приключения легендарных героев. Впервые легенда была переведена с китайского на японский в 1757 году Окаджимой канзаном (Okajima Kanzan). Большинство авторов описывали Суйкоден по-своему, Утагава Куниёси (Utagawa Куниёси), художник юкиё-е, иллюстрировал легенду в 1827 году и такое издание получило небывалую популярность среди горожан. Его работа используется как основа для татуировок и по сей день. Рисованные воители Куниёси вдохновляют людей делать татуировки на все тело целиком.

В те времена герои легенды восхитили людей своим благородством, бескорыстностью и добротой. Самой популярной фигурой Суйкоден является Кюмонрю Сисин (Kyumonryu Shishin), тело которого было украшено татуировкой в виде девяти драконов, состязаюшихся между собой. Большинство горожан сделало себе подобные татуировки, кроме изображения дракона воды, который в свою очередь был популярен среди пожарных (Тамабаяси, 1956).

На протяжении эпохи Токугава в Эдо случалось множество пожаров (Нисияма, 1997), и система пожаротушения была очень хорошо продумана. Именно поэтому узор с драконами так часто попадался людям на глаза. Без сомненья иллюстрации Куниёси к легенде Суйкоден внесли огромный вклад и дизайн татуировок. Татуировка была очень модной среди низших сословий япониив начале девятнадцатого столетия, и иллюстрации воинов Куниёси широко использовались как мотивы для этого исскуства (Робинсон, 1961: 21).

Существует две причины появления в Японии татуировок во все тело: существование сумие, черно-белых рисунков тушью, и появление моды в одежде. До появления рисунков юкиё-е, техника рисования тушью была привезена в Япония из Китая. В начале периода художественных татуировок, наносился только контур рисунка. Такие татуировки назывались судзибори, контурные тату. Использовалось всего несколько цветов для нанесения: черная тушь, ярко красная и коричневая (Иизава, 1973). В татуировке начали применять технику бокасибори (bokashibori), затенение, особенность этого стиля это градация черного цвета, по аналогии с техникой рисования, когда тушью и кистью делают мазки разной силы. Применение нескольких цветов краски дало начало графической татуировке.

Идея создания татуировок во все тело пришла от самураев, а точнее от их одежды – дзимбаори (jimbaori), военный китель без рукавов (Иизава, 1973). (Миннич, 1963: 32). На задней стороне дзимбаори самураи делали свои любимые узоры, чаще всего на героическую тематику что бы показать свое мужество и гордость. Некоторые из таких рисунков изображали богов защитников или драконов.

Первые татуировки такого стиля делались только на спине (Иизава, 1973), постепенно узор начали наносить так же и на плечи, руки, и бедра, в итоге татуировку начали наносить на все тело полностью. Тамабаяси (1956) описывает основные формы, узоры и рисунки татуировок на все тело, в деталях. Ван Гулик (1982) описывает один из узоров под названием мунавари (munawari), татуировка по всей передней части торса, за исключением одной вертикальной полосы, идущей от верха грудной клетки к низу живота, дает полный эффект расстегнутого жилета (p.101).

Термин , ики (iki), означает шик, франтство, и роскошь символизирует культуру города Эдо и дух обычных людей живущих в нем. Чувство ики возрастало, несмотря на социальные запреты и ограничения того времени. Обычные люди обязаны были носить только простую одежду. Поэтому было постоянное соперничество с более высшим классом, и татуировка стала одним из примеров этого. Как уже писалось выше слово «ики» означает шик, так вот иметь татуировку во все тело было шиком, и поэтому она быстро поднялась на пик популярности, особенно в период бунсей (1804-1830), в который число людей с татуировкой возрастало настолько быстро, что появились профессиональные мастера по нанесению тату.

Правительство токугавы запрещало татуировку, в целях лучшего контроля, однако это не возымело никакого влияния. Некоторые авторы пишут что обывателям было запрещено носить дорогую одежду из-за слишком жесткой социальной структуры, и поэтому они начали делать татуировки. Тамабаяси (1956) утверждает, что зажиточные торговцы не носили татуировок. Основными носителями татуировок были горожане, особенно таких профессий как строители, рикши и заядлые игроки. Среди торговцев, которые так же являются частью горожан, практика ношения татуировок была очень слабо распространена. Даже если некоторые торговцы, занимающиеся мелким бизнесом, например торговлей рыбой, и носили татуировки, то это было скорее исключением из правил (Тамабаяси, 1956: 184,).

Татуировка и эпоха Мейдзи

Эпоха Мейдзи (1868) знаменательна началом модернизации Японии, была упразднена феодальная система, и Япония вбирала в себя западную культуру, чтобы культивировать новые отношения и новое мышление. Первые законы, это Пять Статей Присяги, были провозглашены уже в апреле 1868. Мортон (1994) пишет: «Статья 4. Неверные традиции прошлого должны быть забыты и все должно основываться на законах природы» (p.150). Он объясняет это так » Неверные традиции прошлого » это сегунат токугава и вся его деятельность и что «закон природы» это универсальное выражение.

Эта концепция была популярна на западе, но так же она хорошо известна и на востоке, в основах конфуцианства и даосизма (Мортон, 1994: 150). Адаптация европейской одежды японцами коренным образом изменила вид японских городов, сюртуки и шляпы котелки у мужчин, корсеты у женщин стали очень популярны — они показывали, что носящий их относится к японцам нового поколения, людям полностью равным европейцам и американцам (Далби, 1993: 9-10).

Целью Японии стало достижение статуса цивилизованного и современного государства, и правительство отнесло татуировки к знакам варварства, вследствие чего в 1872 были запрещены все татуировки, включая родовые татуировки Айну и Рюкю.

Влияние запрета на татуировки распространилось и на литературу. Танизаки Джуничиро (Tanizaki Junichiro), один из известнейших романистов того периода, выпустил книгу под названием Синсей (Shisei) (татуировщик), в 1910, это история о молодом мастере татуировщике и красивой девушке, первый вариант этой истории описывал современное время, но впоследствии время действия было изменено на эпоху Эдо (Мак Каллум, 1988: 134).

Ирония в том, что запрет на татуировки действовал только на японцев и не распространялся на приехавших в Японию. Большинство посетителей из-за моря были очень впечатлены японскими татуировками, моряки самых разных рангов делали себе татуировки как только заходили в японские порты. Бурчетт (1958) рассказывает о своей встрече с одним из японских мастеров по имени Хори Чо (Hori Chyo). По словам Бурчетта (1958), Хори делал татуировки многим британским аристократам, включая Герцога Кларенс, Герцога Йорк (впоследствии, король Георг V), и Российского Царевича (Николай II). В результате японская татуировка экспортировалась за море, и получила большую популярность за пределами Японии. Накано (199?) цитирует заголовки газет в доказательство популярности японской татуировки на западе.

В 1948, запрет на татуировку был снят, однако татуировка была запретной для несовершеннолетних, до 18 лет, с целью уменьшить распространение татуировки, а так же наказывались те, кто вел пропаганду татуирования (Накано, 199?).

Из-за такого темного прошлого татуировки в современной Японии она не очень популярна.

Накано (1988) сама жена мастера татуировщика, и ее тело полностью покрыто татуировками. Она говорит, что люди пугаются ее татуировок, когда видят их, хотя она и не старается никого пугать, так она описывает типичную реакцию на полностью татуированное тело в Японии.

Японская татуировка и нагота

Брайн (1979) пишет о связи между татуировкой и наготой, японцы используют татуировку чтобы персонализировать обнаженное тело. Обнаженное тело для японцев никогда не было «божественным» или хотя бы просто красивым, что присутствует в западной культуре. Вид обнаженного тела для них даже не имеет самого малейшего шарма. Именно поэтому их эротические картинки никогда не изображали обнаженных людей и эротичная женщина в их понимании никогда не обнажена. Мужчина или женщина татуированные художником ирезуми никогда не окажутся полностью обнажены, даже при полном отсутствии одежды.

Хилер (1929) также отмечает, что татуировка в Японии частично заменяла одежду: «Для японцев не существует ничего постыдного в купании абсолютно обнаженных мужчин и женщин, но любые проявления наготы в искусствев тоже время считаются неприемлемыми (p.5).

Я задаю себе такой вопрос, является ли татуировка средством, скрывающим наготу, которая может смущать. Статья Номуры, «Ремоделирование японского тела» (1990) дает ответ на этот вопрос, он приводит в пример работу американского зоолога Эдварда Морса, «Япония день за днем» (1917). Полуобнаженные тела, являлись неотемлемой частью ландшафта в те времена.

Морса очень заинтересовали все эти вещи и манеры японцев, из-за того что он повседневно наблюдал, что многие японцы занимаются своими делами в полуобнаженном состоянии. Он многократно отмечал это в рикшах, отдыхающих после очередного клиента, или такой пример, как женщина в одной лишь набедренной повязке ложится рядом с ребенком, только чтобы тот успокоился; или рыбак опять же в одной лишь фундоси (fundoshi) – набедренной повязке ремонтирует свои сети. (pp.259-260).

Обнаженность была приемлемой в обычной повседневной жизни. Японцы просто привыкли видеть такую повседневную наготу, и это вовсе не обозначало какой-то эротизм. Как отмечает Хилер (1929), обычай японской бани, в те дни ванная дома имелась не у каждого, и людям приходилось пользоваться общественными. Люди с татуировками тратили на такую помывку больше времени, ведь им надо было чтоб все увидели красоту их татуировки. Кроме того, существовало множество специальностей, которые требовали частичного или полного обнажения, например: рикши, рыбаки, пожарные, ата (ama) (ныряльщицы за жемчугом) или плотники. Вследствие чего, ни мужчины, ни женщины не беспокоились о своей наготе на публике.

Представьте борцов сумо, они до сих пор борются в соответствии с традициями, и их нагота это просто часть работы. Номура (1990) так же отмечает, что существуют кино хроники о путешествиях по Японии, где показаны обнаженные крестьяне.

Если смотреть на все это с эстетической стороны, то у японцев всего навсего другие понятия о эротизме нежели у европейцев. Мишенер (1954) объясняет, что юкиё-е как бы избегает обнажения и делает тело менее вызывающим (p.202). это не означает, что юкиё-е игнорирует эротизм, просто это искусство не подразумевает эротического содержания (Мишенер, 1954).

Часто говорят, что в Японии обнажение какой-то части тела могут отнести к кокетству, только если достигается определенное сочетание обнаженного и скрытого. Для примера, простое обнажение «срамных» частей тела не будет иметь никакого эротического смысла (Номура, 1990: 262).

Татуировки Якудза

Я думаю, не следует расписывать подробно кто такие якудза, челны этого синдиката и так всем известны. Их история началась 300 лет тому назад, в период Эдо (Каплан and Дапро, 1986). Предшественники современной якудзы использовали татуировку как знак своего статуса.

Татуировка стала особым отличительным знаком якудза, например в любом из фильмов о них вы обязательно увидите татуировку. Роме (1975) пишет о современных якудза как о «Людях с татуировкой» и описывает стандартную сцену фильма с якудза: «идет азартная игра, в которой кто-то жульничает, кто-то скидывает кимоно, и тут обнаруживается, что под кимоно татуировки (под одобрительные возгласы присутствующих), появляется меч, и проливается море крови.» (p.213)

Каплан и Дапро (1986) пишут что примерно 73 процента якудза имели татуировки. Среди якудза, нанесение татуировки было тестом на силу, ведь нанесение традиционной японской татуировки занимало очень много времени, и было довольно болезненным процессом. Для нанесения татуировки на все тело, требуется только одно – терпение, чтобы вытерпеть столько времени и боли. Для некоторых якудза, татуировка, это доказательство силы, выносливости и мужества. Кроме того, ношение татуировки давало им чувство принадлежности к единой организации. Такие татуировки означали лояльность и преданность организации.

К тому же якудза стали воспринимать свои татуировки как часть своего костюма в эпоху Эдо, и это было обычным для тех дней. С ростом экономики, возрастала и численность группировок якудза, и они все чаще были вовлечены в криминальную деятельность. Из–за криминальности, мы часто ассоциируем татуировку и якудза, и в конечном итоге такое ассоциирование очень сильно закрепилось в обществе.

Однако, в последние года количество якудза, носящих татуировку, стало уменьшаться. Из-за успешной деятельности правоохранительных органов, якудза потеряла большинство источников своего дохода. Сверх того, Каплан и Дапро (1986) отмечают изменилась основа якудзы. Несмотря на то, что посвящение своей жизни организации, это путь к выживанию в среде якудза, современные молоды члены организации становятся менее покорны высшим ступеням. Молодые якудза отказываются от татуировок во все тело, и предпочитают делать татуировки в виде небольшой линии или фразы на предплечье. Причина, как пишет исследователь Хосино, не в смене эстетики: татуировки старого стиля стоят безумные суммы денег, и уже не ознкачают ни физической, ни финансовой силы (Каплан и Дапро, 1986: 273).

С тех пор как вышел Акт о предотвращении в 1992, влияние якудза ослабло. Согласно множественным публикациям (Асаси Симбун (Asahishinbun), 1997), многие якудза пытались свести свои татуировки,и делали операции чтобы восстановить утраченные пальцы, для того чтобы спокойно вернуться в общество. Более того, в одной из статей (Воллман, 1999) говорится, что один из якудза, не получил свою татуировку, когда был молод, его босс запретил ему делать татуировку, объясняя это тем, что мода изменится (p.77). это подтверждает то, что даже сами якудза признают непопулярность татуировки в обществе. Вот еще один интересный пример о татуировке якудза (Воллман, 1999), одного из боссов спросили, делают ли члены организации одинаковые татуировки, на что тот ответил: «нет конечно же, ведь мы не племя» (Воллман, 1999: 78).

Баня и тату — одноточечная татуировка

Татуировка и чувственность часто связаны. Накано (1988) в своей книге Ирезумиси но оннатати (Жена татуировщика) отмечает, что практика татуировки заметна среди японских женщин вовлеченных в секс индустрию. «Мыльная страна» место, куда приходят мужчины, чтобы выбрать девушку для развлечений в бане. » Мыльная страна » здесь имеетюся ввиду бани с борделем. Однако, технически, проституция не связана с этим бизнесом. Если «ссыльная девушка» имела татуировки, то ее относили к «дефектному» товару (Накано, 1988). Однако, число любителей девочек с татуировкой постепенно возрастало, что обязало женщин делать татуировки.

Современный стиль татуировки развивался на западе, татуировка стала рассматриваться как искусство болиарт и стала очень популярна среди молодых людей. «Одноточечная татуировка» означает что у человека всего одна татуировка, и она очень распространена среди молодых японцев. Некоторые японцы выбирают в качестве такой татуировки изображение черепа, розы или сердца. Мода в мире шоу бизнеса, влияет на молодую японскую культуру. Для примера, мой друг был Фаном одной из рок групп и сделал себе татуировку в виде розы, которая являлась символом группы. У одного из японских поп испольнителей есть татуировка на запястье в виде штрих кода, и большинство его молодых поклонников следуют в этом вслед за кумиром.

Лучшее тату за этот год:  Пирсинг Прокол соска со всех сторон

Накано (1988) так же отмечает что татуировка стала более популярной среди мужчин и женщин. В осонвном носящие тату это конечно же мужчины, но число женщин с татуировкой постепенно возрастает. Женщины более хорошо следят за модой нежели мужчины, и так как татуировка становится модной, она стала лучше восприниматься женщинами (p.195).

Нравственная сторона тату

Ссылаясь на статьи в японских газетах, татуировка и пирсинг это последний писк моды, форма самовыражения и физического изменения тела в культуре молодых японцев (Ёмиури Дэйли, 1994). Однако, но постоянная форма не может удовлетворять ваши потребности постоянно. Человеку могут и помешать его татуировки, например он не может уже надеть белую рубашку на работу, так как через ткань видна татуировка. Один молодой человек сожалеет о своих татуировках и пишет следующее: «если вы пытаетесь угнаться за модой, помните, что татуировка это на всю жизнь» (Ёмиури Дэйли, 1994).

Не следует забывать об этических нормах общества, в котором вы живете. Такой бодиарт как пирсинг, рисунок хной, украшение ногтей и недолговременные татуировки получают все большую популярность нежели настоящие татуировки (Сайто, 1997). Кроме того, современные молодые татуировщики начали применять компьютерные технологии для разработки новых стилей татуировки. Изображения смоделированные на компьютере специально для использования как временной татуировки позволяют получить татуировку вплоть до фотографического качества. Временная татуировка стала очень привлекательной возможностью для японских подростков, их продажи взлетели до небес (Saito, 1997).

От «Одноточечной татуировки» до ТаТуу

В последнее время, татуировка становится популярной среди японцев, нежели это было несколько лет назад, не. Татуу это японско-английский термин, изначально английское слово, «tattoo.» Японцы часто используют его вместо ирезуми или хоримоно . эурнальная статья описывает существующую ситуацию так, большинство японских татуировщиков и любителей тату собрались в Осаке для фото сессий проводимых журналом в апреле, 1999 (Мори 1999). Они показывали свои тату и пытались сравнить ее с другими: «моя татушка дороже чем твоя!» Согласно этой статье (Мори, 1999), число молодых японских татуировщиков кто обучался на западе возросло, вследствие того что западный стиль стал популярен у молодежи, традиционный же стиль более ценится почитателями татуировок. Японцы часто используют термины, ёбори (yobori) и вабори (wabori) для различения этих стилей, ёбориозначает западный стиль.

Для примера, узором этого стиля могут быть цветы, животные, мультперсонажи и многое другое, и такие татуировки обычно делаются машинным способом. С другой стороны, вабори «японский стиль,» относится к юкиё-е изображениям, это драконы, карпы, Будда, кленовые листья или пионы. Многие традиционные татуировщики тоже используют машинки, но все же для нанесения традиционных рисунков. Традиционным же способом, все-таки, считается нанесение рисунка вручную. Тэбори, татуирование вручную, требует знания специальной техники, и только несколько традиционных татуировщиков могут предложить вам способ тебори. Основная разница между японским и западным стилем, это наличие у узора, в японской технике, затененного заднего фона или заднего фона с градиентом. (copyright 2000 автор Мейко Ямада)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

От маори до гангстеров: История и смысл татуировок в разных культурах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Татуировки моряков

Распространено мнение, что европейские моряки разработали свой собственный стиль татуировки после пресловутых экспедиций капитана Кука через Тихий океан в течение XVIII века. Эта теория также частично подкрепляется тем фактом, что само слово происходит от таитянского и самоанского «татау», где это слово означает нечто вроде «метка, сделанная на коже». Но даже если у европейцев не было конкретного слова для этой практики, они использовали другие названия. В любом случае, столкнувшись с местными туземцами, которые любили обильно украшать свою кожу тату, моряки начали создавать свой собственный неповторимый стиль. На их татуировки также сильно повлияли знаменитые матросские суеверия. К примеру, есть много различных изображений вещей, которые, как считается, приносят удачу тем, кто находится в море. Тем не менее, встречаются и другие проекты, которые символизируют различные достижения моряков.

Например, якорь означает, что моряк пересек Атлантический океан. Ласточка — что он прошел 5000 морских миль. Черепаха означает пересечение экватора, а перекрещенные пушки набивают ветерану на военном судне. Морские звезды — это талисманы, обеспечивающие безопасное путешествие, а изображение корабля с полной оснасткой означает моряка, который обогнул мыс Горн в Южной Америке.

2. Полинезийские татуировки

Расположенная в центральной и южной части Тихого океана, Полинезия состоит из примерно 1000 островов. Многие из них были заселены различными группами людей, которые все вместе называются полинезийцами, и которые имеют общую родословную, похожий язык, обычаи и убеждения. До встречи с европейцами у этих народов не было письменности, и они использовали татуировки для самовыражения. Данная практика была так распространена среди полинезийцев, особенно среди жителей Самоа, Тонга и Маркизских островов, что тату были почти у всех членов общины. Они имели огромное значение, указывая на статус владельца в обществе, а также на его боевые навыки.

Из-за местных религиозных убеждений разные области тела также имеют свой собственный смысл. И в сочетании с разными татуировками каждый человек становился настоящим «холстом», на котором рассказывается его личная история. Голова означает мудрость, знание и интуицию; грудь связана с честью, искренностью и щедростью; плечи и предплечья указывают на силу и храбрость; низ живота указывает на мужество, независимость, сексуальность и продолжение рода; в то время как запястья и ладони связаны с творчеством и мастерством.

Полинезийцы использовали различные стилизованные изображения предметов и существ, которые они видели вокруг себя. Например, зубы акулы символизируют защиту, силу и руководство. Скат является символом защиты, скорости, маневренности и скрытности. Океан (часто представленный рядом волн) означает жизнь, изменение и возрождение. Черепаха — символ долголетия, здоровья, единства и семьи, а ящерица — удачи или невезения, в зависимости от обстоятельств.

3. Татуировки маори

Хотя маори, уроженцы Новой Зеландии, являются частью полинезийской группы, их стиль татуировок заметно отличается от остальных. В отличие от других, маори разработали свою собственную технику, известную как «Та моко», которая сильно связана с местной мифологией и геологическими особенностями региона. Подобно частым землетрясениям и вулканам, которые разрушают местную землю, так и «та моко» оставляет постоянные следы на человеческом теле. В то время как другие полинезийцы использовали инструменты, которые пронзали кожу, после чего наносили чернила, маори использовали крошечные долота, которые буквально прорезали кожу, оставляя на ней глубокие «канавки». И поскольку голова считалась самой священной частью тела, лицо получало наибольшее внимание.

Каждая из этих татуировок была уникальна для конкретного человека, и рассказывала о его наследии, генеалогии, социальном положении и знаниях. Все символы имели определенный смысл, а также значение имела область лица, на которой их «вырезали». Щеки означали профессию этого человека, подбородок — престиж; челюсть — статус при рождении, лоб — социальный ранг, площадь вокруг висков — семейное положение, область вокруг глаз и носа — племя, а верхняя губа использовалась для личной подписи человека.

4. Китайские татуировки

Было бы неправильно думать о Китае как об однородной стране с одинаковой культурой, традициями и даже языком. Что касается татуировок, их как в современном, так и в древнем Китае ассоциировали с заключенными, рабами, бандитами и преступным миром. Исторически южная часть страны была более открыта для этой формы искусства, и здесь не придавали ей настолько негативный оттенок. В Китае также есть несколько племен, которые практиковали татуировки на протяжении веков.

Например, в племени Дулон история татуировки насчитывает уже около 350 лет. Когда на них нападали соседние племена, женщины татуировали себе лица, чтобы сделать себя более уродливыми и избежать попадания в рабство. В племени Дай татуируют большую часть рук, ладоней и спины — и каждая из этих частей тела, а также татуировки на них имеют особое значение. Здесь считают, что татуировки обладают защитной силой, повышают привлекательность, улучшают интеллект и силу и могут даже вылечить болезнь.

5. Ирландские татуировки

Татуировки в христианской Европе в средние века были не совсем легальны, поскольку их ассоциировали с языческими убеждениями прошлых лет. По сути, это было верно, поскольку многие европейские племена, такие как кельты, германцы, викинги и пикты, были сильно татуированы или раскрашены. Многие из тату того времени были вдохновлены окружающей людей природной средой. К сожалению, подробных примеров таких тату не осталось. Тем не менее, ирландцы, похоже, были первыми наследниками этой древней европейской традиции.

Кельтское древо жизни глубоко укоренилось в практике друидов и сегодня является крайне популярным тату, которое символизирует мост между мирами. Узел Дара или Дубовый узел изображает сложную корневую систему и выступает как напоминание о большой силе и стабильности перед лицом невзгод. Лосось считается символом мудрости, самоанализа и глубоких знаний. Птица представляет свободу и освобождение, в то время как бабочка означает трансформацию, возрождение и спокойствие. Наверное, самым знаковым является кельтский крест. Не совсем ясно, откуда именно возник этот символ, но считается, что он появился в IX веке. Существует также убеждение, что святой Патрик придумал его дизайн, объединив христианский крест с местными художественными мотивами, чтобы показать христианизацию Ирландии.

6. Российские криминальные татуировки

Клеймение преступников было распространенной практикой на всей территории России вплоть до запрета этой практики в 1863 году. Клейма обычно ставили на щеке, лбу или плечах, и они использовались для обозначения преступлений и соответствующих наказаний. В 1930-х годах появились различные уголовные «касты» и так называемые «воры в законе». У всех них были собственные татуировки, обозначающие принадлежность, ранг и репутацию. Набивать любое тату, не имея на то оснований, считались большим преступлением и могло караться смертью (в лучшем случае, заключенному разрешали удалить тату самостоятельно, используя нож, наждачную бумагу или осколок стекла). После Второй мировой войны и появления системы ГУЛАГ резко увеличилось число политических заключенных и мелких преступников, что привело к значительному изменению дизайна тату.

Русские криминальные татуировки также со временем развивались: добавлялись новые элементы, а старые приобретали новые значения. Звезды начали означать высокий ранг вора. Галстук-бабочку насильно татуировали карманникам, которые нарушили воровской кодекс. Змея вокруг шеи означает наркоманию. Маяк или птицы на горизонте означают стремление к свободе. Пара глаз на животе или ягодицах указывает на гомосексуализм, но если они набиты на груди, это означает «Я наблюдаю за тобой». Роза на груди означает, что человеку исполнилось 18 лет в тюрьме, а череп и кости указывают на пожизненное заключение. Палач в капюшоне указывает на то, что его обладатель убил родственника, а русалка означает растление ребенка.

7. Японские татуировки

История японских татуировок измеряется тысячелетиями. Археологические данные указывают на то, что тату здесь использовались еще в палеолите. В китайских документах, датируемых примерно 300 г. н.э., также упоминается, что японцы использовали тату как средство дифференциации социального статуса. Но после этого периода татуировки начали наносить в основном преступникам. И только в период Эдо (1600-1868 годы н.э.) развилась нынешняя форма японских татуировок.

Культовое японское искусство печати на древесных плитах также способствовало развитию татуировки в стране, поскольку в этих двух формах искусства использовались одни и те же инструменты. В результате татуировки перестали быть индивидуальными проектами с разными значениями, а превратились в довольно большие и сложные сцены, вдохновленные философскими или мифологическими историями из театральных пьес, романов или исторических текстов.

Однако, данная художественная форма была объявлена вне закона в 1868 году, поскольку ее сочли варварской и неуважительной. Позднее она вновь была узаконена в 1948 году. Таким образом, японские татуировки сильно связаны с преступным миром, особенно с Якудзой (японская мафия). В Японии тату-салон очень редки, большинство из них расположены возле туристических зон или вблизи американских военных баз. Большинство общественных бассейнов и бань также запрещают демонстрировать на людях татуировки.

8. Тайские татуировки

Считается, что традиционная татуировка в Таиланде появилась во времена кхмерской империи, примерно в IX веке нашей эры. Эта вековая традиция, известная как «Сак Янт», представляет собой смесь буддизма, индуизма, шаманских заклинаний и старых мифов, которые на протяжении веков превратились в настоящий ритуал, совершаемый монахами в храмах по всей стране. Силы, которые (как верят местные жители) татуировки придают владельцу, происходят не только от самих рисунков, но и от непрерывных молитв, произносимых на протяжении всего процесса. При татуаже используется метровый бамбуковый стержень с металлической иглой на конце. Существуют сотни традиционных рисунков, многие из которых изображают животных, таких как тигры, драконы, змеи, леопарды или фениксы. Все они окружены соответствующими мантрами.

Размещение на теле также имеет большое значение. Тайцы верят, что душа находится в голове, и чем ближе татуировка к голове, тем «сильнее» она становится. Говорят, что некоторые татуировки, такие как изображения Будды или Лотоса, приносят удачу и сдерживают злых духов.

9. Американские гангстерские татуировки

В Соединенных Штатах наибольшее количество заключенных на душу населения во всем мире, поэтому неудивительно, что в местных тюрьмах сидят члены некоторых из наиболее опасных банд на планете. Естественно, о каждой не упомнишь, поэтому сосредоточимся на некоторых из наиболее распространенных бандитских или тюремных тату.

Татуировка слезы, например, в основном свидетельствует о том, что владелец убил кого-то. Паутина означает длительный тюремный срок. Три точки на руке или на лице указывают на жизнь в банде. Однако пять точек — это время, проведенное в тюрьме (четыре точки символизируют стены, а пятая — заключенного). Маска клоуна означает фразу «Играй сейчас, заплатишь позже» или «Улыбайся сейчас, будешь плакать позже». Восемь шаров — это невезение. Число 88 означает «Heil Hitler» — поскольку H является восьмой буквой алфавита. Надгробная плита с номером внутри указывает количество лет за решеткой. Большинство других татуировок представляют собой различные конструкции или аббревиатуры названия и логотипа определенной банды.

10. Старые и новые школы татуировок

По большому счету, татуировки старой школы — это те, которые имеют жирные черные контуры, ограниченную цветовую палитру и состоят из определенных изображений. К ним относятся знаковые патриотические татуировки, такие как флаг, орел, сердце и кинжал, а также упомянутые ранее матросские татуировки.

Новая школа тату начала появляться примерно в 1970-е годы, и в ней появились элементы поп-культуры, такие как кинозвезды, персонажи Диснея, технологии «Стар Трека» и комиксы. В отличие от старой школы, этот стиль характеризуется яркими цветами, карикатурами и включением многих других элементов из других стилей со всего мира.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тату Япония — Татуировки Страны Восходящего Солнца

Тату Япония — древний восточный стиль, который имеет глубокие корни и богатую историю. Японские мастера татуировки с давних времен были в почете не только у себя на родине, но и по всему миру. Влиятельные люди и даже монархи носили на себе рисунки японских мастеров. Традиционно тату из Страны Восходящего Солнца изображают драконов, рыб, тигров, маски демонов, цветы и орнаменты.

Японцы считаются народом, который хранит свои традиции. В старые времена каждый элемент рисунка нес определенное значение. Любая деталь татуировки должна была выполняться в соответствии с каноном. Сегодня, во времена глобализации, при упоминании тату Япония люди имеют ввиду уже не старую классическую школу древних мастеров, а в том числе и новые направления. Множество мастеров во всем мире изучали искусство японской татуировки и преобразовывали старый стиль, адаптировали его под современность, вносили в него новые творческие элементы.

Содержание:

История Японской Татуировки

Традиционно японские тату наносились специальной бамбуковой палочкой тебори. Процесс нанесения занимал множество часов. Японские тату в большинстве случаев объемные, это крупные тату-рукава или тату-костюм, который покрывает большую часть тела. Процесс обучения тату-мастера в Японии был долгим и сложным. Мастер в первую очередь должен был научиться терпению, поэтому к работе его допускали только спустя несколько лет.

В японской традиции татуировка тесно связана с мафией. Современные власти до сих пор негативно относятся к тату. Люди с тату часто попадают под немилость властей, их могут выгнать из бассейна или любого другого публичного места. Поэтому Японцы не делают тату на видных местах и не демонстрируют их в обществе.

Японские татуировки — Основные сюжеты

Тату Япония Карп — один из самых популярных сюжетов. Символ карпа стал популярен благодаря легенде о Макацугэ, рыбе, которая благодаря своему упорству достигла Драконьих врат и превратилась в рыбу-дракона. В легенде этой рыбой был карп. Карпы (или как их называют на родине — Кои) символизируют упорство, умение плыть против течения. Традиционно тату с карпом считает мужским, и воплощает мужскую энергию.

Татуировка Черепахи у восточных народов символизирует мудрость и способности предсказывать будущее.

Тату Дракон — символ солнца, удачи и долголетия. Японцы изображали драконов с тремя пальцами на лапах. По легенде дракон считается священным духом-хранителем и почитается людьми.

Тату Тигр — символ мужества, силы, отваги и благородства. Японцы верят, что тигры способны отгонять злых духов.

Тату Змея — защита от несчастий и неудач, змеи обладают сверхспособностями, которые помогают людям избегать бед. Изображение змеи, свернувшейся у молотка, приносит удачу, богатство и процветание.

Тату с маской Ханья — это изображение древнего духа, в которого превратилась ревнивая девушка. Это изображение по одной из версий символизирует воплощение мудрости, а по другой напоминает людям о том, как губительно поддаваться негативным чувствам.

Мужские Тату Япония — Тату в Японском Стиле для Мужчин

Японский стиль тату мужчины выбирают чаще, чем женщины. Первая причина — объем рисунка. Японские татуировки почти всегда очень крупные и яркие, мужчине проще решиться на такой смелый шаг. Тату — костюм или рукава в японском стиле это признак почитания восточной культуры, их древних традиций и символики. Татуировка Японский Карп — считается традиционной мужской тату.

Женские Тату Япония — Тату в Японском Стиле для Девушек

Девушки не часто решаются на тату в японском стиле, но есть и смелый любительницы яркого символичного восточного стиля. Тату с хризантемами, пионами и лотосами нередко можно встретить среди женщин. Девушки не всегда могут решиться на рукава или крупный рисунок на спине, но даже небольшое тату стилизованное под традиционную японскую татуировку вносит особый стиль и колорит в образ девушки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про тату: самая полная коллекция фото и видео