История татуировки. Краткий гид

Содержание

История татуировки

Человеку свойственно украшать свое тело тем или иным способом. Татуировка служила для украшения, и для самовыражения, и для идентификации человека.

У историков нет точной информации, откуда пришло искусство татуировки. Но они утверждают, что многие народы не носили одежды. Но не было в истории народов и племен, которые не украшали бы свои тела рисунками. Светлокожие представители человечества наносили на тела узоры, а у чернокожих было распространено шрамирование.

Об истории татуировки

Древние находки

Первые подтвержденные находки тел с нанесенным на кожу орнаментом относятся к 2 тыс. до н. э. Мумии, найденные в гробнице в Гизе сохранили следы рисунков. Недавно в Антарктиде был найден замерзший мужчина, возраст которого датируется 3 тыс. до н. э и его тело по всей вероятности тоже покрыто нательным узорами.

Но само нанесение рисунков на тело практиковалось еще в эпоху каменного века. Тела смелых охотников со временем покрывали шрамы и ссадины, которые отличали его от других членов общества. Со временем племена разрастались, появилась иерархия. Носители татуировок были вышестоящими членами племени. Тату было символом власти, приверженности роду и племени, определяло статус владельца.

Использование тату

У разных народов татуировки носили различный смысл. Вожди племен, опытные охотники, умелые воины получали знак отличия в виде татуировок. Но в то же время и отщепенцы, которых общество клеймило позором, также подвергались процедуре нанесения особых символов. Чаще всего таким людям знаки наносились на лицо, чтобы их нельзя было скрыть под одеждой.

У японских аборигенов Айну на лицо женщины наносились узоры, по которым можно было узнать замужем ли она и сколько у нее детей.

Многие народы использовали татуировки как символ перехода юноши в мужчину.

Рисункам, нанесенным на кожу, приписывался и сакральный смысл. Так, малышей они оберегали от гнева родителей, воинов защищали в бою, пожилых охраняли от болезней.

В Европе так же были распространены татуировки. Древние греки наносили их на свои тела как знак принадлежности к высшей касте.

В истории известны случаи, когда во время войны с Дарием, тату использовали для передачи данных на захваченные территории. Для этого рабу сбривали волосы, наносили рисунок и после того как волосы отрастали, его отпускали с донесением. Не вызывая подозрений он проходил сквозь все заставы.

В России нет искусства тату как такового. У нас оно больше связано с лагерями или армейской службой. Хотя археологи при раскопках в Горном Алтае нашил мумию скифского вождя, которая покрыта татуировками. Захоронение относиться к 4-5 века до н.э.

Инструменты для нанесения татуировок

Издревле татуировки наносили острыми предметами, такими как обломки горшков, рыбьи кости, заостренные палки, зубы животных. Процедура была весьма болезненной и требовала выдержки и силы воли. Поэтому обладатели татуировок считались смелыми и сильными. Машинка для нанесения узоров появилась в 1891 г в Америке.

В качестве красителей использовались хна, охра, уголь, сажа. С изобретением пороха, под кожу стали вводить пороховую смесь.

Откуда пришел термин «татуировка»

В Европу термин «тату» привез капитан Кук, который привез с островов Таити в 1769 г татуированного полинезийца. Диковинка привлекла большое внимание и вызвала татуажный бум.

Кстати, именно моряки и стали основными разносчиками наколок, которые они делали в дальних путешествиях. Но их арсенал картинок был весьма скуден. Да и мастерство художника часто оставляло желать лучшего.

Основные религиозные течения не приветствуют нанесение рисунков на кожу. Поэтому в мусульманских, иудейских и христианских странах не принято до сих пор наносить татуировки. Но народы Японии, Китая. Австралии, Полинезии, Америки и других стран сохранили эти традиции. Искусство и история татуировки в современном мире переживает новую волну возрождения.

Откуда пошли татуировки

Первые татуировки

Практика украшения своего тела — это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Татуировкой человечество увлекается едва ли не со времени своего появления на Земле. В разные периоды существования цивилизации тату была способом уберечься от злых духов и знаком отличия, залогом вол-вращения домой из дальних странствий и свидетельством приобщения к кругу избранных.

Вероятно, первые татуировки появились в эпоху палеолита, точнее, около 60 тысяч лет назад.И хотя татуировки, сохранившиеся не в виде косвенных письменных свидетельств, а непосредственно на коже мумифицированных тел, значительно моложе (им около 6 тысяч лет), известно, что искусство украшения тела с их помощью существовало уже во времена первобытнообщинного строя.

Географическое распространение татуировок

География возникновения древней татуировки весьма обширна: Европа и Азия, Австралия и Океания, Северная и Южная Америка. Во всех этих местностях искусство татуажа зародилось совершенно независимо друг от друга.

При этом часто просматривается такое различие: для белой кожи характерно татуирование знаками, орнаментами и цветами, для темной — скарификация (от англ. to scare — делать шрамы). В последнем случае надрезы на лице и теле создают рельеф, который превращается в декоративный элемент. Чаще всего рельеф подчеркивается краской, нанесенной на раны. Полинезийские и индонезийские аборигены сохранили древнейшую практику татуировки до сих пор, передавая ее из поколения в поколение.

Социальное значение татуировок

Это доказывает, что татуировка обусловлена и генетически, и социально. Она служит не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, обозначает социальную принадлежность ее обладателя. Поэтому в таком почете здесь родовые знаки татуировки — послания мудрости и магии от духов предков, дошедшие из глубины веков. Кроме того, тату наделяется определенной магической силой. Есть татуировки, свидетельствующие об особых событиях в жизни, особых навыках и умениях. Татуировки начинают наносить в десять-одиннадцать лет, чтобы к началу взрослой жизни ребенок получил покровительство высших сил.

Завершение татуировки — это завершение формирования личности, которое может откладываться на долгие годы. Так, постепенно узоры покрывают тела полинезийцев подобно одежде, из которой можно узнать о происхождении, богатстве, успехе. Это своего рода паспорт — индивидуальный и постоянный, который нельзя потерять или подменить. Последние татуировки появляюсь на теле человека уже после смерти — они служили проводниками в загробный мир.

Техника нанесения татуировки в племенах в наши дни

Весь этот колорит дошел и до наших дней, сохранив традиции и секреты. На островах Полинезии татуировки до сих пор наносят при помощи сажи (см. Полинезийские татуировки). Берут палочку, например расщепленный бамбук, обмакивают его в сок кактуса агава, а затем — в сажу, оставшуюся от костра. И этой палочкой выводят на лице, руках, спине человека нужный узор. Потом подносят к участку тела другую палочку, в которую вставлены острые акульи зубы, берут подобие молоточка и по контуру рисунка вбивают сажу под кожу. В других случаях на поверхности тела делаются надрезы, куда в свою очередь тоже втирается сажа.

Интересно сравнить искусство татуировки индейцев (см. Татуировки индейцев) с другим наследием. Рисунки на лице и теле — непременный атрибут индейской культуры, а точнее, культур, так как каждое из племен имело свой стиль. Подлинная индейская традиция была насильственно прервана. Резервации, завоевание исконно индейских земель привели к гибели племен и уничтожению культуры. И тем не менее искусство индейцев не пропало бесследно. Их атрибутика — длинные волосы, налобные повязки, бахрома, бисер, пончо — стала означать принадлежность к свободному и гордому народу.

Сохранилось и искусство татуировки. У индейцев она служила для маскировки, распознавания своих, обозначения статуса внутри рода или в качестве оберегов. Узоры-обереги часто строились «от противного»: чтобы избежать беды, необходимо было ее изобразить. Тогда духи решат, что беда уже свершилась и здесь им делать больше нечего. Именно по этой причине тела индейских воинов часто украшал символ смерти — череп. Процесс нанесения татуировки осуществлялся очень болезненно, с осложнениями, вплоть до летального исхода. На тело наносились раны, в которые втиралась смесь из сажи и древесного угля.

Причиной возникновения татуировки были и естественные повреждения кожи — так считают некоторые исследователи. Охотник или воин возвращался домой с ранами, которые рубцевались и образовывали на теле причудливый рельефный узор. Считалось, что чем больше таких знаков отличия было на теле мужчины, тем большим опытом и отвагой он обладал. С усложнением и расслоением иерархии общества эти знаки доблести стали наносить искусственно, в том числе и на тела тех, кто не принимал участия в боях и охоте. Почетные отметины в пределах каждого племени приобретали определенное значение, как современные знаки отличия.Позднее обычай татуировки распространился и на женщин.

Техника нанесения татуировки в Японии

Например, в Древней Японии по татуировке можно было узнать, замужем женщина или нет, есть ли у нее дети и в каком количестве (см. Японские татуировки). В некоторых культурах татуировки свидетельствовали о здоровье: чем больше узоров, тем выносливее их носительница. Иногда встречались крайние проявления тэту — например, если у матери не было татуировки, новорожденного ребенка убивали. Тату для женщин были немногочисленны и изящны. Часто они располагались вокруг рта, на ногах, на верхней части бедер. Их целью было сделать свою владелицу сексуально привлекательной и плодовитой, а также уберечь от превратностей судьбы и злых духов.

Технология японской татуировки крайне трудоемка. Узор, который позже будет выколот на теле, рисовали на коже человека кисточками. Он наносился вручную, иглой или пучком игл (для заполнения плоскости) с бамбуковой рукояткой (так, например, делали татуировки Якудза). По традиции ушник начинал практиковаться в работе с иглами, только проведя три года во внимательном наблюдении за работой хозяина, — никакие объяснения в татуировке, как и в других восточных практиках, не были приняты. Вначале ученик работал без туши, отрабатывая силу и ритм удара по бамбуковой рукояти. Первые опыты ученик производил на ноге учителя, затем — на собственной ноге, и только после успешной сдачи экзамена он допускался к клиенту. Высокий профессионализм, граничащий с самопожертвованием!

Старые мастера считали, что ручная работа создает особый контакт между клиентом и художником. Впрочем, с широким распространением машин и химических красителей традиционная техника пришла в упадок. Сейчас еще живы татуировщики старой школы, помнящие Японию довоенных времен. Но молодое поколение татуировщиков выбирает интернациональный стиль работы, и не исключено, что через несколько десятилетий традиционная японская татуировка перестанет существовать.

В период неолита (8-3 тыс. лет до н. э.) татуировки в виде геометрических знаков практиковались на территории современной России (см. Славянские татуировки). Наши предки, например, пользовались глиняными штампами с орнаментами, которые полагалось иметь при исполнении магических ритуалов древнего культа плодородия.

В эпоху раннего Средневековья ремесленники обозначали татуировкой принадлежность к определенному цеху: столяры, кузнецы и жестянщики рисовали на руке или груди символы своей профессиональной деятельности (см. Средневековые татуировки). Позднее, уже в XIX-XX веках, эта традиция возродилась в среде моряков (см. Морские татировки), литейщиков, горняков. Считают, что современный татуаж на Западе обязан своей популярностью именно им. В дальнейшем отставные моряки стали открывать первые тату-салоны в крупных портовых городах.

Религиозные татуировки. Закат искусства татуировки

С распространением христианства обычай стал безжалостно искореняться как составная часть языческих обрядов. Христианские миссионеры сугубо отрицательно относились к языческим практикам украшений тела, поскольку в Ветхом Завете существует прямой запрет налагать на тело знаки и клейма (несмотря на это есть много примеров Религиозных татуировок). Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Кроме того, викторианская мораль считала процедуру татуировки слишком кровавой и варварской. Примерно в середине XIX века татуировка была окончательно запрещена, но еще в 1920-х годах ученые зарисовывали великолепные образцы татуировок, принадлежащих старикам, и записывали песнопения о сакральном происхождении татуировки.

Возрождение татуировок

Татуировка возродилась, но уже не в изначальном, ритуально-сакральном, значении, а как орнаментальная заморская диковинка, мода, не обремененная каким-то особым смыслом.

Английские моряки в XVIII-XIX веках использовали татуировки в качестве амулетов, изображая на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана (см. также Татуировки надписи).

Татуировка не всегда и не везде являлась позитивной отметкой, символом доблести, иногда она знаменовала наказание. В Японии был свой метод отмечать несчастного, нарушившего закон. Татуировка на лице (здесь есть несколько примеров) стала одним из пяти классических наказаний и в Китае. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тэту для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Клеймение преступника на Руси — словом «вор».Во время Первой мировой войны в Британии букой D метили дезертиров, а в период Второй мировой в идлагерях пленным выкалывали порядковые номера.

Лишь в начале 50-х годов татуировка распрощалась с мрачным налетом исторического наследия. Всплеск молодежной культуры 50-60-х годов породил новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев. Это породило богатые направления и стили. Поиск новых средств самовыражения и новый взгляд на личную свободу привел к возобновлению многих древних методов, в частности татуировки. Первая конвенция по тату состоялась в Бристоле (Великобритания) в 1950 году. С тех пор тату-движение шагнуло так далеко вперед, что ежемесячно в мире проводится не менее пяти местных конвенций.

История российских конвенций начинается в 1995 году, когда под эгидой байк-клуба «Ночные волки» была проведена Первая московская тату-конвенция.

История возникновения тату

В наши дни, татуировки вновь обрели популярность. Украшение тела тату воспринимается, как особый изыск, возможность привлечь и удивить окружающих. Когда и как они появились?

Предположительно, самые первые татуировки возникли многие тысячелетия назад. Их обладатели жили ещё в первобытно – общинном строе. Татуировками отмечали особо отличившихся, они указывали на принадлежность к кругу избранных, спасали от злых духов.

Древняя татуировка появилась одновременно в разных странах: от Австралии, Южной и Северной Америки до Европы Азии. Их использовали древние греки, немцы, англичане. Следы тату найдены при раскопках египетских пирамид. Реально, существование самых древних татуировок относят к рисункам на коже мумии, обнаруженной в Арктике, её возраст составляет более 3000 лет. Найденные в Таиланде и Китае, древние нательные украшения относятся к 1100 году до н. э. Предполагается, что развитию этого искусства в Японии способствовала китайская татуировка. В Древней Японии нательные украшения появились, примерно, за 600 лет до н.э.

В Древней Японии татуировка была визитной карточкой женщин. Она рассказывала о семейном положении, наличии и количестве детей, состоянии здоровья. Чтобы придать японке привлекательность и сексуальность, изящные рисунки располагали на соответствующих участках тела – на ногах, в верхней части бёдер, на лице. У мужчин тату были многочисленнее.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Трехглазая маска в стиле Цветная Предплечье

Есть мнение, что повреждения кожи и уродливые шрамы стали причиной возникновения искусства тату. Зарубцевавшиеся раны, на теле воинов, превращались в причудливый рисунок, что было предметом особой гордости. Считалось, что чем больше таких украшений, тем большим опытом обладал мужчина. Наиболее искусных охотников и воинов награждали почётными отметинами. Каждый член общины, согласно социальному статусу, отличался определёнными знаками. Порой рисунки покрывали всё тело. Человек представлял собой, как бы, открытую книгу своей жизни. Чтобы получить покровительство высших сил, ребёнку наносили татуировку. Полинезийское искусство татуировки сохранилось до наших дней. Особый стиль был присущ индейским племенам. Их древние традиции были уничтожены насильственным путём. Уничтожение индийских племён, завоевание земель, где они проживали, сгубило их культуру. Любопытно, что у индейцев оберёги охраняли носителя от противного: на теле делали рисунок того, чего хотели избежать. Неслучайно, чтобы избежать смерти – на тело наносили символ смерти – череп.

На территории современной России татуировки были в ходу за 8-3 тыс. лет до н.э. У древних скифов наиболее популярны были изображения, связанные с ритуалом культа плодородия, с растительным и животным миром. Часто для нанесения тату наши предки использовали глиняные печати.

В Средневековье господствовали профессиональные татуировки, по рисунку можно было сразу определить, кто перед тобой: гончар, столяр или кузнец. Также тату наносили принудительно не очень серьёзным преступникам: ворам, карточным шулерам, проституткам.

В 1769 г. капитан Джеймс Кук привез с Таити не только слово «tattoo», но и полинезийца, тело которого было живым воплощением нательного творчества. Таитянского происхождения, слово тату переводиться, как «отметка, отмечать».

С принятием христианства на Руси, обычай нанесения татуировок, считался языческим, стал целенаправленно уничтожаться. Под влиянием церкви, нанесение татуировок в России и Европе полностью прекратилось вплоть до 18 века.

С целью исследования, в 20-х годах прошлого столетия начали изучать и копировать древние татуировки. Вскоре, это искусство вновь возродилось. Однако, изначальное значение рисунков осталось в прошлом. В 50-60 г.г. двадцатого века мастера тату создали разнообразные стили и направления, это позволило возвести тату в ранг искусства. Распространению татуировки способствовали средства массовой информации. Выработались основные тенденции и направления в изображениях и способах нанесения.

В Великобритании в 1950 году впервые состоялась конференция по тату. Такое же мероприятие в Москве состоялось в 1995 году. Сейчас международный фестиваль «Тату – фест» в Москве проводится ежегодно, ведь тату весьма популярно и снова в моде. Ежемесячно, проходит не менее пяти конференций в мире. В настоящее время возрастает тенденция перехода от кустарного творчества к работе профессиональных мастеров своего дела.

«Синяя болезнь»: история татуировки с древних времен до наших дней

В каждом крупном городе сегодня есть мастера татуировки, погруженные в то или иное направление, с богатым опытом, они не просто ремесленники, но исследователи и хранители традиций.

Потребители могут выбирать среди десятков различных стилей. Проводятся грандиозные международные фестивали и тату-конвенции. Это не просто способ самовыражения — татуировка, наконец, снова становится искусством.

Искусство несмываемых подкожных изображений — древнее, оно имеет историю, относится к разным культурам и насчитывает по разным источникам от четырех до шести тысяч лет.

На сегодняшний день, самой древней татуировкой является «крест» на теле «ледяного человека Отци» (Otzi), обнаруженного в 1991 году в Тирольских Альпах. Возраст мумии составляет примерно 5300 лет.

Египетские татуированные мумии несколько моложе. Они датируются приблизительно II тысячелетием до н. э. На фигурах, извлеченных из памятника Сети в Ливии, были обнаружены изображения богини Нейт.

Также, есть свидетельства существования татуировки в Древнем Китае того же периода — примерно II тысячелетие до н. э. Некоторые историки полагают, что именно китайская стала прародительницей знаменитой японской татуировки. Хотя четкие сведения об этом направлении в искусстве в Японии относятся к I веку н. э.

Загоняя краску под кожу, утонченные гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрывая себя красочными узорами, создавалась некая имитация одежды, делая их обладательниц еще более сексуальными и соблазнительными. Девственными, при этом, оставались только лицо, ладони и ступни.

В древности, нательные изображения указывали на принадлежность к тому или иному племени и помогали определить социальный статус ее носителя. Так, в Новой Зеландии охотники племени наносили перманентный боевой раскрас. Что являлось, также, признаком храбрости, доблести и принадлежности к семье охотников. Геродот писал о фракиянах: «Порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющий их, не благороден».

В Писании, в книге Левит (19:28) заповедано евреям: «Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». Нацисты, после прихода к власти, также запретили художественную татуировку, как противоречащее национал-социалистическим ценностям государства явление. Фашисты татуировали узников лагерей с целью идентификации и дополнительного унижения человеческого достоинства, особенно среди верующих иудеев. Однако этой процедуре подвергались и члены преступной организации «SS», на коже которых выкалывалась группа крови.

После окончания войны, международные следственные органы обнаруживали гитлеровских преступников, в том числе, по этим небольшим меткам на их телах.

Но это мы забежали вперед.

Пока не сварили Кука

Капитан Джеймс Кук в XVIII веке привез с Таити не только «Великого Омаи» — полностью татуированного таитянина, ставшего местной сенсацией — но и саму культуру вместе с названием. Ни одна ярмарка или бродячий цирк не обходились теперь без татуированных арт-объектов. К середине XIX века, место аборигенов в представлениях стали занимать сами американцы и европейцы, покрытые работами уже местных мастеров.

К концу XIX столетия татуировка стала настолько популярной в США, что в 1891 году Самуэль О’Рейли запатентовал первую электрическую тату-машинку. С появлением аппарата, увеличилась скорость, работа стала легче, стоимость ниже, а доходы больше. Появились тату-салоны, что перестало делать татуировку особенной, только для привилегированных с одной стороны, но и уничтожило ассоциацию с позорным клеймом, с другой.

После Кука термин «татуировка» стал общепринятым у различных народов и быстро распространился по всему Земному шару.

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» — картина, «ату» — дух. «Та-ату», «тату» — картинка-дух. В «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем Пьеро Нистеном, термин «татуировка» впервые попал в 1856 году. А после Эмиль Литере ввел его в знаменитый «Словарь французского языка»

ХХ век

В ХХ веке Первая мировая война сделала татуировку невероятно популярной. Между боями солдаты создавали изображения на различных частях тела. Не исключено, что мирное время многие из них на это не решились бы. Но на войне, каждый думал о своих близких и о том, что будет, в случае печального исхода. Никто не хотел пропадать без вести, чтобы его, возможно, изуродованное или разорванное на части тело смогли идентифицировать и привезти домой к маме, к жене и детям, а те, в свою очередь, отправили в последний путь.

Послевоенная популярность грубой татуировки среди низших слоев населения уничтожила моду на подкожные картинки среди элиты. И даже средний класс всячески прятал под многослойными одеждами объекты минувшей гордости.

Лишь благодаря рок-музыке, байкерам и революционно настроенной молодежи 50−60-х татуировка снова начала обретать невероятную популярность. Стали снимать фильмы, где на телах секс-символов красовались незамысловатые картинки.

Для художественных фотосъемок стали прибегать к боди-арту, чтобы создать брутальный образ. В 1970 году на обложку «Rolling Stones» впервые попал татуированный человек. Это был мастер и основатель тату-музея Лайл Таттл. Множество рок-звезд в те времена стали счастливыми обладателями его работ, в том числе Шер, Дженис Джоплин, Генри Фонда.

Лайл Таттл

Из Руси в Россию

Единственное сообщение о нательных рисунках на Руси найдено в «Записках путешественника на Волгу» у арабского писателя Ибн Фадлана в 920−921 гг: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное».

Кроме этого упоминания, татуировка в России появляется лишь в XlX веке, когда гвардейский поручик граф Федор Толстой на стоянке у острова Нукагива во время кругосветного путешествия привез на корабль «Надежда» местного мастера и забил себе все тело. Его примеру последовали многие матросы, что «парализовало» команду. Татуировка в те времена наносилась болезненным путем надрезов осколками раковин и заливание едких красящих пигментов. Экипаж был нетрудоспособен. График похода шел «коту под хвост». Капитан корабля Иван Крузенштерн негодовал. В будущем это придало яркости рассказам графа, когда он охотно демонстрировал свое тело в аристократических салонах по просьбам гостей.

К концу столетия татуировка в России становится символом аристократии. 8 декабря 1906 года петербургский дворянин Евгений Павлович Вахрушев подал прошение начальнику главного врачебного управления с просьбой официально разрешить ему заниматься нанесением татуировок. После недолгой переписки он стал первым легальным татуировщиком в России.

Дело Вахрушева

Пока высшие слои столичных граждан наслаждались своими аристократическими метками, на Сахалине каторжники запустили длительный процесс перехода татуировки из моды в тюремный быт.

Они наносили так называемые «сахалинские картинки». Дальше начинание подхватил Александровский централ в Иркутской губернии, а после Октябрьской революции татуировка становится «буржуазным пережитком царского режима».

Вплоть до окончания Великой Отечественной войны татуировка ассоциировалась исключительно с асоциальной прослойкой, где воровские нательные символы — это и «паспорт», и «досье», и «грамоты», и «орденские книжки».

После Победы из штрафбатов вернулось множество героев: на одежде ордена и медали, под гимнастерками уголовное прошлое. Это несколько смягчило отношение добропорядочного населения к подкожной «живописи».

В послевоенные годы блатные песни, стихи Высоцкого и фильм «Сережа» (1960) притянули татуировку в городской фольклор творческой интеллигенции.

К 80-м годам тела советской рок-элиты пестрили аналогами западного рецепта «sex, drugs & rock’n’roll». А местные мастера активно черпали опыт у Запада. В 1995 году в Москве состоятлась первая тату-конвенция.

Королевские «портаки»

Одним из ключевых татуировщиков прошлого века был Джордж «Профессор» Барнетт.

Ребенком он услышал рассказы моряков о своих «якорях», да так сильно впечатлился, что уже в 11 лет начал практиковаться на одноклассниках. Спустя два года, за это и был отчислен из школы.

После 12 лет скитаний по миру, накопив достаточно опыта у мастеров Японии, Африки, Азии и прочих мест, он возвращается в Англию, открывает свою тату-студи и полностью посвящает себя любимому делу. Его популярность выросла настолько быстро, что он получил титул «Король татуировщиков».

Его клиентами были Король Испании Альфонсо XIII, Король Дании Фредерик IX, Король Англии Георг V, «Великий Оми». Но любимой клиенткой была его супруга: «Моя дорогая жена, Эдит, лучшая модель», — говорил Джордж, который не переставал «бить» вплоть до самой смерти в возрасте 81 года.

Татуировки были на телах уважаемых личностей в разные времена. Жан-Батист Бернадот — основатель ныне правящей королевской династии Швеции — был обладателем надписи на французском языке «Смерть королям!».

У короля Швеции и Норвегии Карла XIV Юхана на груди было выведено «Смерть царям и тиранам!». У Николая II — меч на груди, имя супруги на руке и дракон, привезенный из Японии, на предплечье. На том же месте — ниже локтя — у Томаса Эдисона были набиты пять точек, а у Уинстона Черчиля — якорь. Теодор Рузвельт — 26-й президентт США — на груди носил семейный герб.

Английский король Гарольд II был опознан после смерти только благодаря татуировкам. Сталин обладал скалящимся черепом. Правда, вождь, традиционно обзавелся ей в местах лишения свободы.

Даже Иосиф Кобзон не удержался от надписи «не забуду мать родную» и еще пяти других татуировок в бурной молодости, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом. Потом, по собственным словам, свел.

Николай II и Король Дании Фредерик IX

Максималисты

В 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса был занесён Лаки Даймонд Рич, как самый татуированный человек в мире. Его тело покрыто татуировками практически на 100%, включая гениталии, уши и рот.

Идея покрыть всё своё тело татуировками пришла к нему ещё в детстве, но он долго откладывал её, пока не сделал свою первую: изображение небольшой булавы для жонглирования на бедре. С тех пор он постепенно делал всё новые татуировки, пока они не покрыли всё его тело, включая веки. После этого он начал покрывать свою кожу светлыми татуировками поверх тёмных, а также добавлять цвета.

Лаки Даймонд Рич

На втором месте среди мужчин — Том Леопард. Такое прозвище он получил благодаря радужному окрасу кожи под шкуру леопарда. Многие считали его чокнутым, но ему было плевать.

Двадцать восемь лет жизни он потратил на службу в спецвойсках. После чего осознал, что «все тлен» и уехал от цивилизованного мира на остров Скай, чтобы уединенно жить в хижине, читать книги, прогуливаться по лесу на четвереньках и прикрывать срамоту лишь набедренной повязкой. Его тело на 99,9% покрывала пятнистая татуировка, были вставлены клыки, что не мешало ему до конца жизни раз в месяц путешествовать на лодке за пенсией и продуктами.

Том Леопард

Самой татуированной женщиной в мире считается 59-летняя Джулия Гнусе. Ее история отличается от Лаки. Редкое генетическое заболевание — порфирия — задало вектор жизни Джулии. Заключается оно в том, что кожа лопается под воздействием солнца. Чтобы скрыть множественные шрамы тридцатилетняя девушка начала покрывать свое тело изображениями персонажей из американских телешоу, фильмов и анимаций. Более четырех сотен татуировок спасли Джулию от комплексов и уродливых шрамов.

Джулия Гнусе

Всем известный Рик Генест, он же Зомби Бой, заболел идеей смерти в 15 лет, после операции по удалению опухоли из головного мозга. В 21 год он встретил Френка Льюиса, который придумал для него концепцию, а для себя стабильный заработок на ближайшие 5−7 лет.

Реализация творческих амбиций мистера Льюиса принесла Рику всемирную известность, социальную приспособленность в мире моды и неплохие гонорары.

Рик Генест

Первым человеком в России, сделавшим татуировку на глазном яблоке стал москвич Илья Бомбер. При нанесении подобной татуировки в глазное яблоко вводится игла и вливается краска, которая впоследствии растекается самостоятельно. Этот метод не безопасен, и всегда есть риск потерять зрение.

Однако, для многих будет удивлением, что этой процедуре уже более двух тысяч лет. Она проводилась для улучшения зрения. Римские лекари лечили ей белые пятна на радужной оболочке. Врач Гален проводил операцию на глазах еще в 150 году до н. э.

До XIX века врачи начали использовать иглы с чернилами методом татуированния роговицы для восстановления от деформаций и помутнений. Делались различные конструкции игл для процедуры — рифленая игла, игла кластеров, первые глазные тату машинки и так далее. В двадцатом веке объявления пестрили возможностью изменить цвет глаз подобным методом.

Инъекционный метод нанесения татуировки глаза был изобретен Шенноном Лараттом и доктором Хауи. Экзекуция впервые была исполнена 1 июля 2007-го.

Мода проходит, татуировки остаются

С помощью средств массовой информации модные тренды по всему миру все больше попадают под единые стандарты. В частности, появилась статистика численности татуированных людей в той или иной географической точке.

Все больше людей хотят «набить» себе эскиз «как у того парня». Но мода — понятие временное, татуировки же делаются навсегда. Выводить их больно, дорого и долго. Как говорил один знакомый мастер: «Самое верный способ избавиться от такого рода ошибки — утюг. Один раз „пришпарил“, зажило, шрам лазером шлифанул и бей новую. Быстро, дешево и не муторно». Удаление татуировок — это безусловно одна из современных тенденций. Существуют разные методы — от иссечения татуированной области, криохирургии и электрокоагуляции, которые оставляют рубцы, до самого безопасного на сегодняшний день лазера.

Лучшее тату за этот год:  Татуировки по просьбам

Первые попытки применить лазерный луч для удаления татуировок были предприняты еще в 60-х годах прошлого века американским физиком Теодором Майманом. Он успешно практиковал эту процедуру в течении пяти лет. Далее лазерные технологии развивались, видоизменялись и совершенствовались, но риск остаться со шрамами все равно был велик.

Современные методики «впереди планеты всей», а риски минимализированы. Хотя ожоги, выпадение волос на обрабатываемом участке, подкожные гематомы, а иногда и усиление яркости рисунка, иногда встречаются, избавление от неверных решений с помощью луча это удобный и незаменимый метод.

«Ко мне часто приходят люди удалить относительно свежую работу. Просто, потому что надоело, — говорит один из видных тату-мастеров России, инноватор Игорь GIN Разенков, — Среди них большинство — девушки. Они относятся к татуировкам, как к бижутерии: сегодня нежные цветочки под кружевное платье, через год черепа к кожаным штанам».

По словам Разнекова, еще некоторое время назад татуировка «выполняла определенные функции, это был некий статус — ее нужно было Заслужить», и речь отнюдь не о тюремных картинках.

«Сегодня же татуировка стала повсеместной, она заполнила всевозможные ниши и обесценилась, продолжает мастер. — Конечно, мне хочется больше философии и стиля в массах, на не просто украшений, условно, на лето. Это и есть качество клиента».

Люди с насыщенной жизнью, по его словам, никогда не станут «топиться в татуировках, но будут себя ими дополнять». Существует масса способов самовыразиться, и это еще одна хорошая возможность.

Татуировка обладает магией привлечения внимания, и несмотря на активность применения, например в рекламе — она продолжает работать. Стереотипы стираются, татуировка возвращает себе статус искусства, но в обществе все еще находится в поиске своего применения.

Работы Разенкова Игоря

Как отмечено выше, татуировка уходит корнями в древность и на протяжении столетий являлась верной спутницей различных сословий, у многих народов, во все времена, на всех континентах, во всевозможных культурах. При этом современное общество до сих пор не до конца понимает татуировку.

А как известно, то чего мы не знаем — пугает и отталкивает. Именно поэтому все больше людей делятся на две крайние категории: чья кожа девственна и чиста, и тех, чьи тела имеют все меньше просветов.

«Вы будете удивлены, сколько людей в Москве до сих пор приходят и спрашивают, не примут ли их за „зэков“, если они набьют себе ту или иную задумку, — поделился с „Ридусом“ глава студии My Way Tattoo Алексей Мокров. — И это несмотря на бытующее мнение, сегодня подкожная живопись — растущий тренд по всему миру, в том числе и в России».

Вместе с тем татуировка, по словам предпринимателя, перестала быть запретной в сознании людей. «Мы активно стараемся формировать правильное представление о данном направлении искусства, донести верную информацию, воссоздать культурный слой, — пояснил Мокров. — Такие амбиции привели нас к идее открыть первый в Москве музей татуировки.

Алексей Мокров

Задача не только образовывать жителей города на эту тему, но главное — уничтожить некомпетентное мнение».

«У каждого клиента своя мотивация, — продолжает Алексей. — Наша задача предоставить для этого все необходимые условия на высшем уровне. Множество людей хотят сделать себя красивее таким способом».

В восемнадцать-двадцать лет, по его словам, клиенты часто хотят выразить свой протест: родителям, обществу, политическим движениям или продемонстрировать свои симпатии и увлечения; после двадцати двух — двадцати четырех — подход уже более осознанный. «Хотя бывает по-разному, — добавляет специалист. — Иной раз это просто экспрессия, которую я тоже бесконечно уважаю».

Игорь Разенков же в свою очередь любит повторять: мода — это качество. Для всего же остального у него есть лазер.

История татуировщика

Один из лучших татуировщиков мира о первых наколках, боли и проблеме выбора.

Скотт Кэмпбелл – владелец тату-салона Saved Tattoo в Бруклине. Он работает с клиентами уровня дизайнера Марка Джейкобса (совместно с которым он создал целую коллекцию для Louis Vuitton) и постоянно пребывает в разъездах – его личного присутствия требуют заказы по обе стороны океана.

Первую татуировку на себе я сделал в 16 лет в дешевом байкерском тату салоне в Хьюстоне. У меня было 25 долларов и парень за стойкой предложил мне выбор из черепа или бабочки. Я выбрал череп. Сейчас на мне столько татуировок, что и посчитать нельзя, потому что они все сливаются в одну большую. Я похож на ковер.

Я впервые наколол рисунок в Сан-Франциско. Я все время что-то рисовал и приятель, с которым мы тусовались там, сказал: «я хочу, чтобы ты сделал мне татуировку». Я предложил ему нарисовать эскиз и отнести его мастеру, но он продолжал доставать меня, чтобы я сам ему наколол рисунок. Однажды он просто принес мне инструменты и сказал: «я отдам их тебе, если ты сделаешь мне татуировку». Он верил в меня гораздо больше, чем я сам в себя верил. С того момента все и завертелось. Это была настоящая свобода. Я целыми днями рисовал, и зарабатывал на этом деньги. Я просто ездил из города в город, делал пару месяцев татуировки, потом уезжал в другой. Я мог поехать хоть в Токио! Это было потрясающе.

Место для татуировки надо выбирать с расчетом на всю жизнь. Будет больно, но это быстро пройдет. Если бы татуировки были очень болезненными, никто не делал бы больше одного рисунка. На самом деле, каждое следующее тату делать легче, чем предыдущее. Достаточно переступить черту, и во второй и третий разы все уже пойдет как по маслу.

Важно, чтобы мастер вызывал симпатию. Бывают изумительные в плане техники татуировщики, но редкие сволочи по характеру. Татуировка – это личный опыт. Она может прекрасно смотреться, но если делать ее было неприятно, у вас останется неприятный осадок. Вдобавок, перед тем, как выбрать мастера, просмотрите его альбомы и фотографии и убедитесь, что он знает, что делает.

Лучший способ подготовиться к татуировке – не думать о ней. Свои любимые наколки я почти не планировал. Когда у человека мало наколок, он считает, что ему нужно выбрать рисунок, который будет выражать его суть. Это слишком сложная задача для одного символа. Вдохните поглубже, очистите голову и выберите то, что вам просто понравится. Люди думают, что Марк Джейкобс (которому я наколол кучу рисунков) ненормальный, потому что он делает тату с персонажами мультфильмов. Но у него хороший подход. Марк сделал на руке Губку Боба, потому что этот рисунок всегда вызывает у него улыбку. Он не пытается рассказать татуировкой о своей родословной – его наколки проще и естественнее.

Я никогда не отговариваю людей от рисунков. Что они предпочитают – это не мое дело. Были татуировки, с которыми я предпочел бы не связываться. Я пытаюсь держаться подальше от ненависти и саморазрушения, но если кто-то приходит ко мне с конкретной идеей – моя работа сделать ему хорошее тату и попытаться выразить то, что он хотел.

Мне нравится делать технически сложные тату. Мне нравятся орнаменты и красивые шрифты. То, как ты пишешь слово, влияет на его смысл. Но, несмотря на все это, я фанат татуировок вроде тех, что делают в два часа ночи вдрызг пьяными. Меня привлекают эмоции и страсть, которые стоят за импровизированными наколками.

Люди часто делают тату, чтобы отметить какое-то событие. Смерть близких, влюбленность, рождение детей – когда эмоций слишком много, футболки с надписью или наклейки на бампер бывает недостаточно, чтобы их выразить. В тату-салон идут, когда хотят, чтобы чувство стало частью физической плоти. Это своего рода катарсис.

Татуировка – тот же способ контролировать события в твоей жизни и влиять на то, кто ты есть на символическом уровне. Раньше татуировки были просто формой бунта. Я сделал наколку, потому что вырос в пригороде, в консервативной семье. Так я обещал себе, что никогда не стану таким, как мои родители.

Чтобы тату не «поползла», ее надо делать на запястье, щиколотке или на шее сзади. Но мне нравятся старые, уродливые тату! Когда я стану стариком, я весь буду в потерявших форму тату, потому что я и сам потеряю форму. Это честно. Сам я считаю, что тату надо делать там, где хочется. Я думаю, что эмоции, связанные с наколкой, ее символика важнее, чем просто красота. Что-то красивое может сделать любой художник, а тату, в которое вложены эмоции, будет особенным именно для тебя.

Делайте наколку только если чувствуете, что она вам нужна. Не форсируйте события. Если вы чувствуете, что не сможете жить спокойно, пока не сделаете тату – тогда время первой наколки настало. Убедитесь, что вы уверены на 100% в том, что хотите, и сделайте это.

Профессия — мастер татуировки

Краткая история татуировки

При ограниченных коммуникативных связях между народами и культурами естественным является то, что в каждом регионе это искусство имело свое оригинальное название. Но судьба развития цивилизации распорядилась так, что именно таитянское слово стало основой английского, а впоследствии и интернационального термина — tattoo. Из английского языка слово tattoo с конца 18-начала 19-го века стало проникать в другие языки и трансформировалось в такие слова, как tаtouage, tеtovaze, tatuviren, и т.п.. Русифицированный термин татуировка в литературе упоминается с конца 19-го века.

Но только в 20-м веке в США и в Европе сформировались условия для того, чтобы татуировка стала официальной, освещаемой в прессе и рекламируемой услугой. Татуировка, которая ранее практиковалась только в ряде социальных групп населения (моряки, шахтеры, заключенные и пр.), шагнула в массы. В истории татуировки это событие связано с развитием технологий. Тату-художники, получившие в свое распоряжение новый инструмент в виде электрических тату-машинок, стали создавать первые тату-студии. Их возможности по реализации собственных художественных идей или дизайнов заказчиков значительно выросли и стали привлекательными для все новых и новых клиентов самого различного социального положения. Так появилась профессия tattoo artist, или профессия тату-мастера.

В России это произошло только в первой половине 1990-х годов в период становления частного предпринимательства.

История татуировки доказала несостоятельность стереотипа, утверждающего, что искусство росписи на теле, кроме примитивных племен может интересовать только некоторые отдельные специфические слои населения. Стремление человека заявить окружающим о своей индивидуальности через внешние атрибуты не замыкается только на возможности, которые дает одежда, обувь, всевозможные аксессуары и другие личные предметы. История татуировки подтвердила, что людям необходима возможность гораздо шире и глубже раскрыть и продемонстрировать индивидуальные особенности личности, заявить окружающим о своих вкусах, пристрастиях, духовных приоритетах, интимных переживаниях.

Как и в любом другом искусстве встречаются более и менее талантливые представители, так и в профессияи тату-мастера всегда находились те, у кого роспись по телу получалась лучше, чем у других. Но, также как и услуга, профессия тату-мастера могла появиться только тогда, когда спрос на этот вид искусства стал достаточно массовым. Только в 20-м веке, в связи с развитием технологий и расширением возможностей коммуникаций между людьми создавались условия для признания обществом тату в качестве нового вида искусства. С ростом спроса на татуировки стало появляться все больше художников, желающих попробовать реализовать себя в этом эксклюзивном виде творчества. С развитием профессии тату-мастера при наличии достаточной практики разрабатывали и совершенствовали технические приемы для воплощения своих замыслов по созданию на коже графических и имитации живописных изображений. Чем разнообразнее и качественнее стали работы мастеров, тем больше у них становилось клиентов. Таким образом, история татуировки замкнулась. Чем интереснее, разнообразнее и качественнее предложение, тем больше спрос. А чем больше спрос, тем больше потребность в исполнителях.

То же самое касается и перманентного макияжа – разновидности татуировки по назначению. До 1980-го года не было понятия перманентный макияж и косметическую татуировку на лице делали лишь отдельные представители мастеров художественной татуировки. Основой для становления этой услуги являлось создание с начала 1980-х годов производств специальных тату-машинок (ручек) и специальных пигментов для перманентного макияжа. Вскоре стали появляться и первые курсы по подготовке мастеров.

К слову необходимо сказать следующее. Признавая, что решающее значение в развитии нового направления в красивом бизнесе сыграло начало производства специальных электромеханических приборов для перманентного макияжа, мы должны помнить и о параллельном развитии ручного инструмента для перманентного макияжа. Мануальный перманентный макияж это не отдельная услуга, а просто одна из технологий, которая может использоваться мастером перманентного макияжа. Аналогичная ситуация наблюдается и в художественной татуировке.

Особенности профессии тату-мастера и мастера перманентного макияжа

В России перманентный макияж как услуга стал появляться в тату-студиях, салонах красоты, косметологических предприятиях с первой половины 1990-х годов. И с середины 1990-х начали работать первые курсы по подготовке мастеров художественной татуировки и перманентного макияжа. К настоящему времени количество подобных курсов в России создано сотни, если не тысячи. Основная их коммерческая цель – это организация продажи инструмента и расходных материалов для мастеров.

Трудно переоценить влияние этих курсов, школ, учебных центров на развитие услуг по татуировке, на их качество и безопасность. Отсутствие стандартов на оказание услуг по татуировке, на обучение привело к появлению в профессии тату-мастеров, чья квалификация была весьма низкой.

Некоммерческое партнерство Международная Лига профессионалов перманентного макияжа взяло на себя ответственность разработать и способствовать распространению стандартов на оказание услуг по татуировке. В этих стандартах будут указаны требования к квалификации мастеров художественной татуировки и перманентного макияжа, сформулированы обязательные требования к стандарту на их обучение.

Профессиональная подготовка мастеров художественной татуировки и мастеров перманентного макияжа, оказывающих услуги качественно и безопасно, является насущной задачей и обязательным условием цивилизованного развития услуг по татуировке.

Оказание услуг в соответствии с национальным стандартом – это защита мастера от ряда претензий со стороны клиентов и со стороны государственных служб.

В профессии тату-мастеров и мастеров перманентного макияжа присутствует уникальное сочетание различных ее особенностей. Попробуем выделить некоторые из них.

    В профессии тату-мастера в большей степени, чем во многих других «рукотворящих» профессиях исполнитель вкладывает в работу свою душу и свою индивидуальность. Это связано с тем, что мастер непосредственно сам принимает заказ от клиента, обсуждает его с клиентом, имеет возможность влиять на окончательный вариант заказа, разрабатывает эскиз и проект выполнения работы, творит как художник, проявляя при этом свои творческие способности и профессиональные навыки.

В процессе обсуждения и формирования заказа на выполнение работы встречаются два мировосприятия, и появляется возможность влияния мастера на сознание клиента. Причем это касается не только разных эстетических вкусов, но и разных уровней духовности клиента и исполнителя. История татуировки доказала, что рисунки на теле имеют сакральный смысл, речь идет о слиянии материального и духовного. Мастер вольно или невольно касается интимной стороны жизни клиента. Продукт, создаваемый настоящим мастером татуировки — это всегда таинство, синтетическая материализация аспектов духовных миров мастера и клиента.

Профессия тату-мастера является средством самоидентификации человека. И это справедливо не только для клиента, как заказчика и носителя на своем теле продукта услуги, но и для мастера, как исполнителя.

Лучшее тату за этот год:  Пирсинг Зашитие пальца

Мастер имеет дело с конкретным заказчиком, с конкретной личностью, а не с анонимным, обезличенным покупателем товара или услуги, как это бывает в других ремесленных профессиях и тем более на массовых производствах.

Отсюда возникает персональная ответственность мастера перед конкретным потребителем услуги:

Наглядный результат работы мастера, публичная демонстрация и оценка его труда, осознание мастером морально-нравственной стороны своей деятельности, возможности ее влияния, как на социальную, так и на интимную стороны жизни клиента, накладывает на мастеров перманентного макияжа и художественной татуировки еще большую ответственность за качество своей работы.

  • Мастер, вступая в контакт с клиентом, несет моральную и юридическую ответственность за достоверное и полное информирование клиента об особенностях и условиях выполнения работы.
  • В профессии тату-мастера большое значение имеет моральная и юридическая ответственность за соблюдение санитарных норм и правил при организации и выполнении процедур пигментирования кожи.Выполнение процедур пигментирования кожи из-за возможности занесения инфекции связано с риском для здоровья, как мастера, так и клиента.
  • Работа сдается исполнителем персонально и непосредственно клиенту.
  • Ответственный мастер ведет сопровождение клиента после завершения работы, беспокоясь о соблюдении клиентом правил ухода за татуировкой.
  • Перечисленные выше особенности профессии тату-мастера выдвигают широкий спектр различных требований к ее обладателю, к набору компетенций, которые должны определить перечень дисциплин программы профессиональной подготовки мастеров татуировки.

    Все рассмотренные особенности профессии тату-мастера являются признаками ремесленных профессий. Международная Лига профессионалов перманентного макияжа сотрудничает с Ремесленной палатой России. Результатом этого сотрудничества явилось, в том числе, включение услуг по татуировке в 2020 году в раздел «Бытовые услуги» Общероссийского классификатора услуг населению ОКУН-002-93.

    Соблюдение мастером санитарных норм и правил предписано законом и отражает морально-нравственную, этическую сторону профессии мастеров художественной татуировки и мастеров перманентного макияжа.

    Международная Лига профессионалов перманентного макияжа приняла непосредственное участие в разработке санитарных правил и нормативов для предприятий коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Генеральный директор Лиги Охотенко В.В. является членом Общественного совета при Управлении Роспотребнадзора по г.Москва. Также, благодаря тому, что Международная Лига профессионалов перманентного макияжа является членом Торгово-промышленной палаты России, генеральный директор Лиги Охотенко В.В. при содействии ТПП РФ был включен в состав рабочей группы по разработке этого документа. Татуаж, среди прочих бытовых услуг фигурирует в СанПиНе-2020 в ряде пунктов. Этот документ, зарегистрированный в Минюсте, является для нас руководящим документом по организации услуг перманентного макияжа и художественной татуировки.

    Первые «Методические рекомендации по устройству, оборудованию и содержанию салонов художественной татуировки» были утверждены главным санитарным врачом города Москва еще в 1998 году, а в 2020 году такие же «Методические рекомендации…» утвердил главный врач Центра коммунальной гигиены города Москва. И их тоже следует брать за основу при организации наших услуг наряду с СанПиНом-2020.

    Название профессии – тату-мастер

    Почему не специалист по татуировке, почему не назвать квалификацию «специалист по перманентному макияжу»? Почему, например, не татуировщик? Почему не специалист по микропигментации или не микропигментолог?

    Перечислю несколько аргументов, объясняющих мое предложение называть профессию «мастер татуировки», а при присвоении квалификации мастерам татуировки указывать или «мастер художественной татуировки» или «мастер перманентного макияжа».

    1. Понятие специалист по российскому законодательству может употребляться только в профессиях, для получения которых требуется прохождения обучения в соответствии со стандартами или для высшего или для средне-специиального обучения. Все остальные профессии относятся к рабочим профессиям.
    2. Название профессии «татуировщик» накладывает отпечаток гендерности, как-будто название профессии относится только к мужчинам. Чтобы не ущемлять дамский пол, понадобилось бы еще одна профессия — «татуировщица».

    А профессия тату-мастер решает эти гендерные противоречия в восприятии названия профессии разными полами. Название профессии «мастер татуировки» – это название — унисекс.

  • Исследования лингвистов и в России и за рубежом показали, что если название профессии состоит из двух – трех слов, то это воспринимается носителями профессии и окружающими более солидно, более весомо, более престижно. Для понимания предлагаю, например, сравнить следующие названия профессии: маникюрист и маникюрщица или мастер маникюра и мастер ногтевого сервиса.
  • Название профессии «мастер татуировки» и тем более название квалификации «мастер художественной татуировки» или «мастер перманентного макияжа» достаточно емко и полностью отражает особенности профессии, ее содержание, то есть такое название полностью самодостаточно и не требует никаких дополнительных разъяснений. Возьмем, например, термин «микропигментолог». Чем он занимается? Вы представляете себе клиента или пациента, который мечтает сделать себе не перманентный макияж, а микропигментацию или микропигментирование?
  • Некоторые мастера татуировки практикуют только в художественной татуировке, другие – только в перманентном макияже. Профессия у них одна – «мастер татуировки». А программы подготовки, несмотря на схожесть в технологии выполнения процедур, должны отличаться. Соответственно в профессии мастер татуировки должны быть две квалификации: «мастер художественной татуировки» и «мастер перманентного макияжа». Если мастер художественной татуировки уже имеет соответствующую квалификацию и хочет получить дополнительно квалификацию по перманентному макияжу, то он должен пройти дополнительно курс подготовки, предусмотренный именно для такого случая. И наоборот. Если мастер перманентного макияжа, имеющий соответствующую квалификацию мастера перманентного макияжа, хочет получить еще и квалификацию мастера художественной татуировки, то он также должен пройти дополнительно курс подготовки, учитывающий уже имеющуюся у него квалификацию. В обоих случаях профессия «мастер татуировки» остается неизменной.

    Проблемы, стоящие на пути повышения качества и безопасности услуг по татуировке

    Отрицательное отношение общества, а точнее ряда его представителей из государственных служб, к услугам по татуировке, игнорирование их, может мешать развитию и совершенствованию этих услуг, повышению их качества и безопасности.

    То же самое можно сказать и о тех, кто проявляет якобы заботу о клиентах и предпринимает реальные шаги по включению услуг по татуировке в разряд медицинских.

    Попытки включения услуг по татуировке в перечень медицинских услуг под наукообразным, медицинским термином «дермопигментация», уже приводит к тому, что Управления Федеральной антимонопольной службы и Управления Здравоохранения в разных регионах, даже, не имея на то юридических оснований, требуют наличие медицинских лицензий для оказания услуг по художественной татуировке и по перманентному макияжу. Причем ни УФАС, ни Управления Здравоохранения не смущает, что они, требуя медицинскую лицензию, не могут юридически грамотно ответить на вопрос: на какой вид медицинской деятельности требуется лицензия и каким нормативно-правовым актом обосновывается требование наличия медицинской лицензии. Также юридически точно неопределено и просто непонятно, что представляет собой загадочная услуга «Дермопигментация (перманентный татуаж)». Эта услуга включена среди прочих физиотерапевтических услуг в раздел «Электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани» Номенклатуры медицинских услуг…, зарегистрированной в Минюсте в 2020 году.

    Самое печальное в этой ситуации то, что, в ряде случаев органы правосудия принципиально стоят на стороне государственных служб, вынося неправовое решение о прекращении деятельности мастеров, рекламирующих свои услуги по перманентному макияжу и ведущих деятельность без наличия медицинской лицензии.

    Судебная практика показывает, что наукообразные и медицинообразные (простите за вольное обращение с русским языком) неологизмы типа «дермопигментация», «микропигментация», «микропигментирование», внедряемые сначала в умы начинающих мастеров и чиновников, а затем и в нашу профессию, не только не содействуют качеству и безопасности услуг по татуировке, но и уже приносят реальный вред. По решению судов или УФАС лучшие мастера художественной татуировки (художники) и лучшие мастера перманентного макияжа (визажисты) вынуждены или уходить в подпольный бесконтрольный бизнес или договариваться с контролирующими службами.

    С теми мастерами, которые имеют медицинское образование и работают «под крышей» медицинской лицензии, тоже не все так просто. Во-первых, у контролирующих служб в настоящий момент есть свобода выбирать на какой вид медицинской деятельности требовать у предприятия или частного предпринимателя лицензию. С одной стороны услуга «Дермопигментация (перманентный татуаж)» (написание терминов сохранено согласно текста документа) находится в «Номенклатуре медицинских услуг..» среди прочих физиотерапевтических услуг и тогда лицензия на косметологию мастера может не прикрыть, так как могут потребовать лицензию на физиотерапию. И наоборот, если у вас нет лицензии на терапевтическую косметологию, а есть на физиотерапию, то в суде обоснуют, что у вас не та лицензия, потому что в «Программе подготовки врачей по косметологии» есть пункт: «микропигментирование и татуаж». Значит вам нужна лицензия на терапевтическую косметологию. С такого типа логикой со стороны Управлений здравоохранения мне приходилось сталкиваться в судах, куда меня не раз приглашали в качестве эксперта. Причем приглашал не суд, а обычно — мастер перманентного макияжа. Суду нередко и до самого судебного заседания уже было ясно, чью сторону ему следует занять и поэтому эксперты судье бывают не нужны.

    В 2020 году в журнале «Перманентный макияж» вышла моя статья «Многоликий перманентный макияж». В этой статье я предостерег участников нашего бизнеса от безоглядного использования наукообразных, пускай красивых, но «попахивающих» медициной терминов «дермoпигментация» и «микропигментирование (микропигментация)». Во-первых, эти термины абсолютно не отражают сути услуг, за которыми приходят наши клиенты. Во-вторых, эти термины оказывают нежелательное воздействие на сознание, убеждая в том числе врачей и чиновников, в том, что мы занимаемся оказанием медицинских услуг.

    Мне доводилось видеть формы информированного согласия клиента на выполнение перманентного макияжа, в котором не то что не разъяснялось, что такое перманентный макияж, но само понятие «перманентный макияж» даже не упоминалось. Зато терминов «дермопигментация», «микропигментолог» было предостаточно. И это были информированные согласия от известных учебных центров по обучению перманентному макияжу при крупных торговых компаниях, имеющих немалый авторитет, завоеванный исключительно за счет широкой рекламы.

    К сожалению, внедрение этих терминов в наши умы производилось далеко не бездумно, а имело корыстный умысел. В 2005 году один Институт федерального значения разработал проект медицинской технологии «Дермопигментация некоторых косметических недостатков кожи. Перманентный макияж».

    Меня пригласили стать соавтором этой технологии. Познакомившись с текстом технологии внимательно и, поговорив с авторами, я понял, в какое неблаговидное дело меня пытаются вовлечь. Конечно, по совести я не мог принять это предложение. Но, получив информацию о готовящейся «бомбе» для многих мастеров перманентного макияжа и художественной татуировки, я пошел в Росздравнадзор, предупредив принятие новой медицинской технологии. Мне удалось найти аргументы, достаточные для того, чтобы эта технология не была зарегистрирована.

    А предложение, которое я получил, с коммерческой точки зрения было очень заманчивым. В случае принятия закона о том, что перманентный макияж в составе дермопигментации является медицинской услугой, обучение на специалиста (уже не мастера) по перманентному макияжу было бы разрешено только в ограниченном количестве медицинских образовательных учреждений. Мне, как предполагаемому соавтору новой медицинской технологии, было предложено помочь организовать обучение будущих специалистов на базе этого Института. Понятно, что Институту было необходимо мое имя, по крайней мере, на начальном этапе продвижения обучения перманентному макияжу на их базе. Мне было также предложено совместно с Институтом зарегистрировать один из аппаратов для перманентного макияжа в Комитете по новой медицинской технике Минздрава как медицинский и совместно организовать его продажи всем мастерам, которые захотят работать легально, и будут вынуждены заменять свое оборудование на медицинское.

    Итак, принятие этой технологии привело бы к тому, что обучение перманентному макияжу, как медицинской услуге, в самом начале было бы монополизировано одним Институтом. Всем мастерам татуировки, которые хотели бы практиковать легально, если конечно у них есть медицинское образование, пришлось бы проходить повышение квалификации в этом Институте, чтобы стать специалистами по дермопигментации. В дальнейшем, наверное, круг медицинских образовательных учреждений, в которых было бы организовано обучение «Дермопигментации» расширился.

    Но свет клином, как говориться, на Охотенко не сошелся. По имеющейся у меня информации в соавторы новой медицинской технологии «Дермопигментация…» пригласили другого известного в нашем бизнесе человека, который согласился с идеей продвижения услуг по дермопигментации.

    Кстати, первой ласточкой среди медицинских аппаратов «для поверхностной дермотологической обработки кожи» стал аппарат, зарегистрированный в Росздравнадзоре в 2020году, одним из членов Общества специалистов эстетической дермопигментации. Ранее этот аппарат был представлен на нашем рынке как аппарат для перманентного макияжа.

    В случае, если «дермапигментация», как услуга, все-таки войдет в официальный перечень медицинских услуг подлежащих лицензированию и из ее описания станет окончательно ясно, что это не физиотерапевтическая услуга, а татуировка, то предприятия и частные предприниматели, которым удалось бы получить медицинскую лицензию, должны были бы организовать оказание услуг по перманентному макияжу и художественной татуировке следующим образом.

    1. Для выполнения процедур перманентного макияжа и художественной татуировки работодатель мог бы по закону оформлять на работу только специалистов с медицинским образованием, прошедших повышение квалификации по дермапигментации.
    2. Специалист перед процедурой должен был бы вписать в медицинскую карту медицинский диагноз, обосновывающий необходимость выполнения процедур художественной татуировки или перманентного макияжа.
    3. Для выполнения процедур необходимо было бы оснастить рабочее место соответствующим медицинским инструментом для дермопигментации.
    4. Ведение медицинских карт было бы обязательным, как это должны делать, например, медсестры и врачи по косметологии.
    5. В конце каждого года пришлось бы сдавать статистическую отчетность в органы статистики об итогах лечения пациентов.

    Абсурд, до которого не додумались ни в одной стране мира!

    В настоящее время мы уже пожинаем плоды, ведущейся в последние годы пропаганды упомянутых выше вредоносных терминов и убеждения всех мастеров перманентного макияжа в том, что в России перманентный макияж – уже медицинская услуга.

    Но не всё еще потеряно. Все мастера должны наконец-то для себя решить, какую профессию они выбирают: мастер по татуировке или специалист по дермопигментации. Соответственно этому выбору они будут оказывать бытовые услуги по перманентному макияжу и художественной татуировке или медицинские – по дермопигментации и микропигментированию. В настоящий момент все маски сброшены. Идет борьба и есть, как это ни прискорбно, уже первые жертвы. Пассивность подавляющего большинства мастеров сегодня предопределяет их на проблемы завтра.

    Международная Лига профессионалов перманентного макияжа в соответствии с Программой развития национальных стандартов на 2020-2020 годы продолжает свою работу по разработке проекта национального стандарта. Генеральный директор Лиги Охотенко В.В., являющийся членом технического комитета Росстандарта «Бытовое обслуживание населения» должен в ближайшее время предоставить в этот комитет проект национального стандарта (код темы 1.9.346-1.003.12) «Услуги бытовые. Услуги по татуировке (художественная татуировка, перманентный макияж). Общие требования». Данный « Национальный стандарт…» – это закон и итоговый документ, который окончательно разрешит вопрос о правовом положении в России услуг по художественной татуировке и перманентному макияжу.

    У нас в России всегда законы писали чиновники, и получались соответствующие издержки мешающие работе профессионалов в той или иной отрасли. Сейчас всем мастерам татуировки предоставляется возможность непосредственно участвовать в разработке закона, регулирующего нашу деятельность. Международная Лига профессионалов перманентного макияжа добилась этого.

    Но Лига – это не чья-то сторонняя организация. Международная Лига профессионалов перманентного макияжа – это те мастера, предприятия и частные предприниматели, которые поддерживают идеи Лиги и хотят работать красиво и стабильно, получая моральное и материальное удовлетворение от своего творчества. Все члены Лиги, оказывая посильную помощь членскими взносами пока еще очень скромному бюджету нашего некоммерческого партнерства, отстаивают свои права вне зависимости от того чем они занимаются – перманентным макияжем или художественной татуировкой.

    14 крутых татуировок, за которыми скрывается целая история

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Иногда люди делают татуировки не ради красоты, а чтобы помнить о чем-то важном, и маленький нежный цветок на чьем-то запястье может оказаться символом победы над смертельной болезнью, а пара слов, написанных кривоватым почерком, — памятью об ушедшем отце. Посмотрите на эти тату, каждая из которых несет скрытый смысл, и улыбнитесь и погрустите вместе с нами.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Всё про тату: самая полная коллекция фото и видео