10 татуировок, вдохновленных картинами Анри Матисса

Анри Матисс вдохновляет?

Британский дизайнер Кристофер Кейн (Christopher Kane) презентовал новую коллекцию одежды сезона осень-зима 2020-16, в которой платья украшены рисунками-аппликациями, изображающими обнаженные тела, будто застывшие в страстном танце. Кейн называет этот декор «кружевами любовников» и утверждает, что они родом с мастер-классов по рисованию, которые он организовал для всей своей команды.

«Все, что я делаю, по сути происходит из рисунка и в итоге отражает то, что я чувствую. Я хотел сделать коллекцию чувственной, притягательной, сексуальной, но не гротескной» , — говорит Кристофер Кейн.

Других источников вдохновения модельер не называет, но невозможно отделаться от мысли, что он регулярно листает альбомы с работами Матисса, а, может, даже побывал на выставке его аппликаций.

В коллекции представлены не только платья с обнаженными телами. И даже там, где декор цветочный, на ум приходит Матисс с его любимыми анемонами.

Анри Матисс: жизнь и творчество художника, известные картины с названиями

Творчество Анри Матисса (1869–1954) сыграло ключевую роль в формировании фовизма, нового направления искусства, где не объем и очертания, а яркий интенсивный цвет с локальными оттенками занял главенствующую роль. Матисс — изобретатель современного художественного метода, определенного стандарта, ставшего главным приемом изобразительного искусства XX столетия.

Рассказать кратко о слишком насыщенной и богатой творческой жизни Матисса практически невозможно. Потому в статье, главным образом, будут рассмотрены периоды становления художника и выработки его особого стиля. Также речь пойдет о самом значимом отрезке творческого пути, когда были созданы лучшие его произведения. Будут продемонстрированы фото Анри Матисса и его знаменитые картины.

Юность

Анри родился в Пикардии, северной области Франции, в семье преуспевающих торговцев-лавочников. Предполагалось, что он, как старший сын, унаследует дело своего отца. Однако, окончив пятилетний курс средней школы и лицей, юноша в 1887 году отправился в Париж, чтобы поступить в Школу юридических наук. Через год обучения, получив право работать в области юриспруденции, 18-летний Матисс вернулся в Пикардию, где в Сен-Кантене устроился клерком у местного присяжного.

К рисованию он приобщился совершенно неожиданным образом. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. Чтобы молодой человек не скучал в период двухмесячного выздоровления, мать, подрабатывающая росписью по фарфору, принесла ему в больницу бумагу и карандаши для рисования. Матисс копировал открыточные изображения и настолько увлекся этим занятием, что решил тщательнее изучить художественное мастерство. Не оставляя юридической деятельности, он поступил в школу, где преподавали рисунок для текстильных чертежников. С 1891 года модой человек окончательно оставил юриспруденцию и уехал в Париж учиться живописи. Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса.

Годы учебы

В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. Учреждение давало хорошую подготовку для конкурсных испытаний парижской Школы изящных искусств, самого авторитетного во Франции художественного учебного заведения, куда Матисс поступил только в 1895 году. Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. На курсе известного профессора и преподавателя вместе с Анри Матиссом учились Жорж Руо, Альбер Марке, Шарль Камуан, Анри Эвенепул и Анри Манген. Эта группа однокурсников станет основоположниками новаторских изобразительных приемов и прогрессивного направления живописи.

В высшей школе изящных искусств, цитадели французского классицизма, образование Матисса основывалось на традициях академического рисунка и живописи, что включало копирование лучших музейных произведений. Начинающий художник провел много часов, воспроизводя шедевры Лувра, особенно старых голландских и французских мастеров.

Произведения Матисса 1890–1902 годов, натюрморты и пара первых пейзажей, созданы в духе реализма и написаны в темной, приглушенной гамме. На выставке Салона 1896 года из пяти картин Анри Матисса два его полотна, включая «Читающую женщину» 1894 года, приобрело государство для Шато Рамбуйе, летней резиденции французского президента.

Знакомство с теорией цвета

В 1896 году Матисс провел лето в Бретани, на острове Бель-Иль, где познакомился с австралийским художником-импрессионистом Джоном П. Расселом, жившим на острове с семьей в своей усадьбе. Рассел, которому на тот момент исполнилось 43 года, был талантливым и уже состоявшимся художником. Он дружил с Огюстом Роденом, нередко работал вместе с Клодом Моне, около десятка лет был близко знаком с Винсентом Ван Гогом и хорошо знал его творчество. Рассел собирал работы Эмиля Бернара, ван Гога и некоторых других современных мастеров, с произведениями которых познакомил Матисса, и открыл ему теорию цвета, разработанную импрессионистами. То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков.

Период импрессионизма

Матисс пробовал работать в технике импрессионизма с 1895 года, пытаясь посредством цвета вылепить форму, пространство и объем. Но выйти за рамки зеленовато-коричневой, серо-голубой гаммы и перейти к чистым ярким цветам ему не удавалось. Начиная с лета 1896 года, в его произведениях постепенно появляются светлые и яркие тона, ощутимым становится воздушное пространство.

Живопись Матисса 1896–1899 годов наполнена светом, прозрачной и легкой атмосферой, его творения жизнерадостные, выразительные, живые. Это многочисленные натюрморты, интерьерные сцены, ландшафты Корсики с ее оливковыми рощами, пейзажи Бретани и острова Бель-Иль, куда художник возвращался в 1897 году.

Неоимпрессионизм

С 1899 года можно заметить, как Матисс значительно упрощает форму изображения, обозначая ее сильными широкими мазками или контрастными контурами, все чаще используя локальные, лишенные оттеночных вариаций цвета. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах. С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре.

Летом 1904 года для работы в естественных условиях Анри уехал в Сен-Тропе вместе с Полем Синьяком, который с 1889 года работал точечными мазками в технике пуантилизма (дивизионизма). Отказ от смешения красок на палитре, когда визуальный эффект объема и тонального перехода достигался только путем нанесения основных цветов мелкими раздельными мазками, вдохновил Матисса.

Он пробует себя в подобной технике и в 1904–1905 годах создает ряд работ, среди которых лучшей считается «Роскошь, покой и наслаждение». Его живопись этого периода яркая, но разбавленные белилами цвета менее интенсивные и создают ощущение прозрачности. Увлеченность Анри пуантилизмом совершенно проходит через пару лет, он находит свой собственный стиль, которому следует до конца жизни. Однако в период 1897–1905 годов художник создал свои самые яркие, колоритные и жизнерадостные произведения.

Фовизм

К 1905 году Матисс еще более существенно упрощает форму, и его главным выразительным средством изображения становится цвет. Художник во многих работах отказывается от свето-теневой градации. С 1906 года в его сюжетах появляется много портретов. Анри Матисс часто рисует свою супругу Амели Парейр и внебрачную дочь Маргариту, живущую в его семье.

1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Лето он проводил в небольшой деревушке Кольюре на средиземноморском побережье вместе с художниками Морисом Вламинком и Андре Дереном. Товарищи выработали новый стиль, который уже отчетливо просматривался в последних работах Матисса: плоские формы с резкими, порой контрастно очерченными контурами, интенсивные чистые цвета, лишенные тональной и часто свето-теневой последовательности. Вокруг Матисса, Дерена и Вламинка сформировалась небольшая группа художников-единомышленников.

Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Этот термин навсегда закрепился за стилем из-за одной из критических рецензий после первой выставки фовистов, состоявшейся на Осеннем салоне 1905 года. Экспозиция произвела скандальный фурор, общественность находилась в замешательстве, а критика негодовала. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер. Анри получил за работу 500 франков, крупную сумму по тем временам, что вместе со скандальным успехом выставки сделало его популярным.

На следующей экспозиции фовистов произведение «Радость жизни» Анри Матисса вызвала крайне раздраженную реакцию не только в кругах рецензентов, но и пост-импрессионистов. Однако Стайн также купил эту работу, ставшую знаковой среди произведений фовистского этапа творчества Матисса.

С 1907 года группа единомышленников-фовистов распалась, актуальность движения продержалась еще не более трех лет. Но это не повлияло на совершенствование техники Матисса, и он неизменно продолжал следовать выработанному им стилю.

Пикассо в жизни Матисса

Примерно в апреле 1906 года встретились эти два в будущем очень знаменитых живописца и стали пожизненными друзьями, а также соперниками. Матисс и Пикассо были завсегдатаями салона Гертруды Стайн и регулярно участвовали в собраниях, которые проводились в субботние вечера по адресу: rue de Fleurus, 27. Пабло Пикассо, будучи на 11 лет младше Матисса, в тот период приступил к своим экспериментам деформации и деструкции формы. До этого он пробовал интерпретировать цвет, однако далеко не так смело, как Матисс.

Их творчество часто сравнивают искусствоведы, считается, что одно из главных различий между работами художников заключается не только в том, что один по-новаторски интерпретировал цвет, а другой — форму. Матисс рисовал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен работать исходя из своего воображения. Наиболее характерными темами изображений обоих мастеров были женщины и натюрморты, но Матисс предпочитал размещать натуру в полностью обставленных или декорированных интерьерах, изображениям которых на полотнах уделял большое внимание.

С 1907 года позы и фигуры обнаженных моделей в картинах Анри Матисса нередко напоминают образы «Авиньонских девиц» — первой картины Пабло Пикассо, созданной в стиле кубизма. Также считается, что кубизм отразился в 1912 году на композициях нескольких произведений Матисса. В свою очередь, влияние Андре заметно в скульптуре Пикассо, его изображении женской обнаженной натуры 1930-х годов.

1906–1917

Многие из лучших работ Матисса были созданы в течение десятилетия после 1906 года, когда он разработал своеобразный строгий стиль, подчеркивающий плоские формы и декоративный узор. В этот период художник много путешествует, что отражается в его произведениях. В 1906 году он отправился в Алжир изучать африканское искусство, воплотившее лучшие образцы примитивизма.

Лучшее тату за этот год:  Пирсинг Точки на груди и между грудями

После осмотра большой мюнхенской выставки 1910 года на тему исламских искусств Матисс бросился в Испанию и два месяца там изучал мавританское творчество. Он дважды в течение 1912–1913 годов побывал в Марокко и провел там семь месяцев, результатом которых стали многочисленные рисунки и около 24 картин. Занимаясь живописью в Танжере, художник внес несколько изменений в свой стиль, в том числе относительно применения черного цвета. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок.

С 1906 по 1911 год художник создает свои выдающиеся полотна: «Голубая обнаженная», «Красный Тюрбан», «Предметы роскоши II», «Музыка», первый вариант «Танца» и второй, написанный по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.

«Красные рыбки» Анри Матисса, как и «Танец II», признаны мировыми шедеврами. После 1910 года во многих произведениях художника цветовая гамма тяготеет к зеленому, синему, серо-голубому и фиолетовому тону. Композиции становятся строже, а линии четкие, почти как в рисунке, что заметно в таких знаменитых картинах 1910–1917 годов, как «Натюрморт с геранью», «Разговор», «Окно в Танжере», «Зора на террасе», «Сидящий Рифайн», «Портрет жены художника».

Последующие годы

В 1917 году Матисс перебрался в пригород Ниццы на Французской Ривьере и стал работать в более расслабленный манере, а стиль его полотен в 1920-х годах получил признание в качестве традиционной французской живописи. В 1930-х годах он принял более смелое упрощение формы, чем прежде. После 1941 года, когда художнику в результате сложной операции было тяжело работать у мольберта, он создал потрясающе яркую серию произведений в технике бумажного коллажа.

Анри Матисс прожил 84 года и скончался в 1954 году. За долгий и насыщенный период своей творческой деятельности он создавал скульптуры, витражи, эскизы для труппы «Русского балета» Сергея Дягилева, работал над книжными иллюстрациями, художественным оформлением интерьеров и даже монастырской капеллы. Но самое огромное достояние Матисса, как основополагающей фигуры современного искусства, — это его выразительный язык цвета и рисунка, отображенный во множестве работ.

10 татуировок, вдохновленных картинами Анри Матисса

Творчество великого французского художника Анри Матисса

впечатляет тонким знанием цвета, нюансов перехода полутонов, работой с формой, композицией и неоднозначными решениями, навеянные порывом ветра, цветением трав, интерьером комнаты или прелестным женским телом, везде он находил вдохновение. Например, картина «Голубая обнаженная» (1907) почти силуэтная, просто и без лишних деталей, только сущность женского тела без прикрас и преувеличения.

Родился Матисс в провинции на севере Франции, но мечтая карьере художника, он переезжает в Париж, Центр всех искусств. Однако поначалу Анри рисует картины в темной палитре, опираясь на уже сложившийся опыт европейского искусства, пребывая в поиске своей палитры и своего собственного стиля.

«Читающая женщина» 1894

Или в стиле импрессионизма…

«Обеденный стол» 1897

«Роскошь, покой и наслаждение» 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж

Интересно, что понимание цвета и света он нашел только на юге Франции. Стимулом послужили яркие краски солнечного курорта, когда его собственные чувства больше не могли молчать и изливались на полотна интенсивным звучанием в контрасте дополнительных цветов.

«Открытое окно», 1905

Он наконец-то нашел себя в новом направлении — фовизме, провозглашающий яркость цветов и упрощение форм, что до него еще никто не делал. Стоит хотя бы взглянуть на портрет его жены Амели, которая вдохновила его на буйство красок и цветосочетаний.

«Женщина в шляпе» (Портрет жены), 1904

Матиссу удавалось гармонично выражать эмоциональное ощущение действительности.

«Счастье существования (Радость жизни)», 1905-06 гг. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания

Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко его ритмизирующих, строго продуманные. Лаконизм художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

«Гармония в красных тонах» 1908. Эрмитаж

Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве, которые выполнены в трех основных цветах, выписав в цвете код танца и музыки: Танец (1910), навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.

Музыка (1910), поющие и играющие на различных инструментах

и «Купание» (Медитация), осталось лишь в эскизах. В этих картинах господствуют яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизируют природные стихии — воздух, огонь и землю.
После посещения Санкт-Петербурга он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души».

В современном мире его яркие сочетания цветов, его контрастность форм и фактуры вдохновляют многих художников, а также используется в рекламе (напр., логотипы, эмблемы), особенно в текстиле, и т.д.

«Фигура на фоне орнамента» 1925-26. Центр Помпиду, Париж

«Мавританская комната» 1923

«Одалиска в красных шароварах» 1917

«Мавританская женщина с поднятыми руками» 1923

В известном произведении «Пианино» Матисс выразил свое отношение к войне через серый, меланхоличный оттенок и искривленные геометрические формы. Если приглядеться, то в углу можно заметить куклу, возможно, она как олицетворение жертв войны, несчастных солдат и мирных жителей, которые полегли на полях сражений.

Интересно, что Матисс создал порядка девяноста работ своей музы, любовницы, ассистентки Лидии Делекторской, которая прожила с ним 22 года до его смерти.

«Одалиска с магнолией» 1924

Матисс несомненно вдохновился известной картиной Жана Энгра «Большая одалиска», где Энгр идеализировал некоторые черты своей модели, чтобы достичь идеальности и, в тоже время, подчеркнуть выразительность формы.

Жан Огюст Доминик Энгр «Большая одалиска», 1814. Лувр, Париж

Высоко его ценивший Амадео Модильяни тоже черпал в творчестве Энгра вдохновение, нарисовав «Лежащая обнажённая».

«Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917

Кроме того, представитель абстрактного экспрессионизма Марк Ротко, также был под впечатлением от Матисса и многие произведения были созданы под его непосредственным влиянием.

Например, посмотрим на картину Матисса «Дверь»

В тему его излюбленному сюжету «Открытое окно», как например, здесь

Вдохновленный полотном Матисса «Красная мастерская» (1911),

Ротко рисует свою интерпретацию этой студии.

В конце 40- гг. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными.

«Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947)

«Египетский занавес» (1948)

Он очень любил путешествовать, наслаждаясь традициями и обычаями других стран, их архитектурой, людьми и экзотической природой, особенно ему полюбилась Ницца, со своими яркими красками и расслабляющей атмосферой юга, где он и прожил последние годы жизни вместе с Лидией. Несомненно, сыграло свою роль и его путешествие в Марокко, отложив отпечаток появлением ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастировали друг с другом. Также он восхищался небоскребами Нью-Йорка. Но именно Францией Матисс обязан созданием, облачённых в экзотические наряды, женщин на декоративном фоне. Художник дружил с Пабло Пикассо, с которым у него было несколько совместных выставок, он даже создал несколько композицией в духе кубизма.

Даже прикованный из-за болезни к постели, он продолжал работать, разработав технику составления изображения из обрезков бумаги, которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета.

Матисс: «В настоящее время я обратился к более матовым и доступным материалам, что заставляет меня искать новые средства выражения. Вырезки из бумаги позволяют мне рисовать цветом. Для меня речь идет об упрощении. Вместо того, чтобы рисовать контур и заполнять его краской — причем одно изменяет другое, — я рисую прямо в цвете, который тем более рассчитан, что его не приходится перемещать. Это упрощение гарантирует точность соединения обоих процессов, образующих теперь единое целое. Это не начало, а завершение».

Его самое известное произведение в этой технике «Икар», как одна из иллюстраций для книги «Джаз».

Другие иллюстрации не менее интересны в своей ритмичной простоте и выразительности.

Матисс: «Иногда возникали трудности: линии, объемы, цвета… а когда я их объединял, все рушилось, поскольку одно разрушало другое. Приходилось начинать снова, искать музыку и танец, находить равновесие и избегать условностей. Новый взлет, новые попытки, открытия… Недостаточно разместить цвета один рядом с другим, как бы красивы они ни были: нужно еще, чтобы эти цвета взаимодействовали друг с другом. В противном случае это какофония…»

Матисс: «Врезаться прямо в цвет — это напоминает мне работу скульптора, высекающего прямо из камня».

Теперь подобное изображение можно увидеть в ее современной интерпретации, например у Apple

Или в олимпийских играх

А также в одежде

По мотивам Матисса Дик Брун, нидерландский художник и иллюстратор, создает известный персонаж Миффи.

Превозмогая боль он творил, чтобы успеть…

Одно из последних произведений Матисса огромных размеров коллаж «Улитка» (1953).

Матисс: «Уверенность линии идет от глубокой убежденности художника. Вырезка, которую Вы видите вон там высоко на стене, похожая на акант и волюту, — это стилизованная улитка. Сперва я рисовал улитку с натуры, держа ее между двумя пальцами, рисовал и опять перерисовывал. Я осознал ее разворачивание и создал в своем уме уже очищенный знак раковины. Потом я взял ножницы. Надо было установить отношение между наблюденным предметом и его наблюдателем. Я поместил эту улитку в большую композицию сада. Но тогда нарушилось общее музыкальное движение, и я изъял улитку. Я отложил ее в сторону в ожидании подходящего случая. Повторяю еще раз, что надо быть искренним и что произведение искусства существует по-настоящему только тогда, когда оно наполнено эмоциями и выполнено со всей искренностью, а не по условленной программе. Так, мы можем, не смущаясь, смотреть на произведения языческих художников, предшествовавших христианским примитивам. Но когда мы находимся перед некоторыми произведениями Ренессанса, в которых материалы роскошны, богаты, вызывающи, тогда мы смущены, видя, что христианские чувства переданы с такой пышностью и изощренностью. Да, я говорю это искренне — эти картины сделаны для богатых. Художник опускается до уровня своего мецената. В языческом искусстве художник — человек из плоти и крови, естественный и честный с самим собой, его чувство искренне. Никакой двойственности нет. А в двойственности искусства Ренессанса слишком часто видно желание художника угодить меценату».

Лучшее тату за этот год:  Татуировки Ребенок смотрит вверх в стиле Черно-Серая Кисти

В творчестве английского модельера Пола Смита можно найти параллели с «Улиткой»: в одежде, аксессуарах, принтах всевозможных расцветок, дизайне духов, машин. Посмотрим?!

или реклама аромата Opium с обнаженной моделью Софи Даль от Ив-Сен Лоран в духе «Одалиски» Матисса.

Ив-Сен Лоран создавал коллекции по мотивам художника.

Его последним вдохновением стала работа в часовне Розер или Капелла Чёток, часовня Матисса, была построена в 1949-1951 годы.

Для нее художником были созданы росписи стен, цветные оконные витражи, каменный алтарь и бронзовый крест, установленный на кровле, а также сделаны эскизы богослужебных облачений различных цветов. Стены капеллы покрыты белыми плитами, на которые тонким чёрным контуром нанесены изображения без лица, «словно вмещающими в себя бесконечность». Аскетичная отрывистая линия производит впечатление предельной открытости, практически обнаженности. Требуется напряжение духовной мысли, чтобы постичь совершенства.

Чёрно-белые стены Капеллы приобретают цвет, когда на них падает дневной свет, проходящий через витражные цветные стёкла, «преображая физический свет в духовный.»

Потрясающее освещение создается тремя цветами — чистейшим синим, ослепительно желтым и ярко-зеленым, простой и строгий рисунок которых дает ощущение духовной полноты.

Все удивительно органично.

Матисс: «Я долгое время наслаждался светом солнца и только потом сделал попытку выразить себя через свет духа».

Фовизм Анри Матисса

Слово «фовизм» произошло от французского fauve — ‘дикий’.

Впервые Матисса и его друзей фовистами назвал критик Луи Воксель. Он зашел в Осенний салон и увидел скульптуру Альберта Марке, стоящую возле работы Донателло: «Бедный Донателло! Он оказался в окружении дикарей!» — воскликнул Воксель.

«Дикими» впоследствии назвали Матисса и его товарищей — Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Альберта Марке и Жоржа Руо — на выставке «Осенний салон» в 1905 году. Матисс стал негласным главой этой школы.

Несмотря на то, что Андре Дерена и других называют единомышленниками Матисса, это представление во многом натянуто. Единственное, в чем они были схожи, — это в отношении к цвету. Больше ничего общего в их творчестве не было.

Наиболее ярким предшественником фовизма можно назвать Гогена. Именно его полотна вдохновили Матисса на эксперименты.

Премудрости фовизма

Матисс писал, что главной чертой фовизма было решительное возвращение к чистым цветам: к красному, синему, желтому. Художник отказался смешивать цвета и светотени — он хотел избавиться от всего, что снижает звучность красок.

Он вернул в живопись черный цвет — черной линией он подчеркивал всё, на чем хотел сосредоточить внимание зрителя.

Фовизм можно назвать крайней точкой развития постимпрессионизма Ван Гога, объединенной с пуантилизмом Жоржа-Пьера Сёра и стилями других неоимпрессионистов, в особенности Поля Синьяка.

Фовистские полотна — динамичные, эмоциональные, контрастные, им присущ яркий колорит, динамичность мазка.

Полотно «Молодой моряк» (1906 год) было написано как раз во время сильного увлечения фовизмом:

«Испанка с бубном» Матисса — одна из наиболее известных фовистских работ:

Анри Матисс

Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
«Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

«Посуда и фрукты» 1901 Эрмитаж

John McLaughlin — «The Peacocks» («The Promise»)

«Женщина в шляпе» (Портрет жены) 1904 — Представлена в Салоне 1905 года.

«Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами» 1903-1906 Эрмитаж

«Площадь в Сен-Тропе» 1904 Музей искусств, Копенгаген

«Окно» 1916 Институт искусства, Детройт

«Поднятое колено» 1922, Частное собрание

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

Ранние натюрморты Матисса

«Читающая женщина» 1894

«Студия Гюстава Моро» 1895

«Голубой горшок и лимон» 1897. Холст, масло. Эрмитаж

Анри Матисс Matisse, Henri

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

Лучшее тату за этот год:  Что значит медведь в татуировке

Картины в других альбомах

КОММЕНТАРИИ: 28 Написать Ответы

МАТИСС
Матисс низвергается цветом –
Богат, и насыщен, и дик,
И так интересен при этом
Изломистый цвето-язык.
Пластами струясь, повествует
О радости жизни…Её
Представив не как существует,
А как я не видел ещё.

Прекрасная и большая собрана коллекция моего любимого А. Матисса!! Спасибо!

Жалко, что здесь не представлен натюрморт с ракушками.

После Массейсов, и Яна? и Квентина, очень трудно всерьез воспринимать Матисса. Все, что можно отнести к живописи, у него уплощено и упрощено до предела. Отсюда и сверхпроизводительность – сотни картин за долгую, правда, жизнь (85 лет). Таких художников на Олимп возносит капризная мода. А Массейсы вне моды, они навсегда!

легко свободно и легко на душе

Мне нравится, Матисс! Решение цветом и игра линии.

Лаконизм и музыка цветового решение!

Музыкальность линии и лаконичная гармония цвета.

Как называется эта картина? – Танец?

как называется картина?

человек не имеет права не записывать свои мысли
— они ему не принадлежат чтобы их выбрасывать вон безнаказанно – они принадлежат человечеству.

Тема цветов была у многих художников, но будучи тонким колористом, Матисс умело сочетает цвета. А поскольку сочетание красного и зеленого таит в себе напряжение, он не соединяет красную астру с зелеными листьями. На переднем плане столик, изображенный плоско, и на нем трезмерная ваза, а цветы опять таки кажутся плоскими.

Очень похоже на Красные виноградники в Арле Ван Гога

Вообще-то мода проходит быстро, а Матисс остается. Это живопись, а не графика как у Массейса

Матисс-это аляповатость, плоскость, раздражающие несочетания цветовых тонов, уродливые женские тела. Кто видит у Матисса живописные достоинства-я не спорю. «Кто любит арбуз, а кто-свиной хрящик». Дело вкуса.

Не слышу музыки. Какофония.

Не вижу танца. Свистопляска.

Я раньше не понимал этой картины. теперь же глаз отвести не могу. Восхитительно.

Бред сумасшедшего, картины для шизиков в дурку

Подпись в левом верхнем углу картины так и должна быть перевёрнута?

Плоскостность – неизбежная плата за отказ от использования яркостных контрастов, в угоду контрастам цветовым. Упрощение формы, также отдано в угоду выразительности цвета, но упрощение идёт не примитивным путём, а путём «от сложного к простому».

Вклад Матисса в мировую живопись очевиден. Многие художники были сумасшедшими, страдали шизофренией и не только, лечились в психиатрических клиниках. Но Матисс оставил свой значимый след в живописи.

почему нет названий картин?

Интерьер с футляром для скрипки. худ. Анри Матисс
Борис Ханин
Лежит пустым футляр от скрипки
На кресле – инструмента нет.
В нем видим голубые блики,
Как будто это моря след.

Как будто звуков след воздушный
Оставил звучный инструмент,
Что зачаровывает душу,
Когда играют на струне.

А море за открытой дверью
Играет краской голубой,
Сливаясь с небом, нежной трелью
Приносит радость и покой.

Играет ветер занавеской,
Такой прозрачной белизны,
Что кажется фатой невесты,
Которой все удивлены.

А солнца свет, сквозь балюстраду,
Проходит, падая на пол,
Успешно обходя преграду,
Приют находит там, где стол.

И арабески, что на стенах
Восточный колорит дают,
Напоминают гобелены,
Здесь создающие уют.

А черный цвет совсем не лишний —
Вещам он тонкость придает,
Изящество и хрупкость в жизни,
И невесомость создает.

Как Вы пришли к этой мысли, что она восхитительна?

Пожалуйста сообщите где названия картин

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

Анри Матисс – мастер цвета, вдохновлённый исламским искусством

Искусствоведы отмечают, что именно исламское искусство было основным источником вдохновения для французского художника Анри Матисса, лидера течения фовистов и яркого представителя проявления ориентализма в европейском искусстве. Длительное увлечение Матисса Востоком серьёзно повлияло на творчество художника, которого считают одним из отцов современного искусства. В частности, любовь к арабеске – элементу дизайна раннего исламского искусства, основанного на переплетающихся, плавных линиях, – заставила художника серьёзно задуматься о перспективе и пространстве в своей живописи.

Арабеска в исламском искусстве означает хрупкость земной жизни, которая может завершиться в любой момент. «Положительные» формы арабески создают «отрицательные» формы промежутков между ними. Эти свободные пространства и символизируют полную зависимость человека от воли Создателя и постоянную, но в то же время невидимую реальность божественного повеления. Подобная интерпретация арабески впечатлила Матисса и отразилась в его творчестве. О своей вере в высшую силу он сказал: «Когда я работаю, я чувствую, что мне кто-то очень помогает… Это как если бы я наблюдал за фокусником, уловки которого я не вижу».

В 1910 году в Мюнхене он посетил выставку исламского искусства. Принято считать, что именно после этого события в биографии художника, он всерьёз увлёкся Востоком. Затем он объехал всю Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны.

Кроме того, на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. А через некоторое время и сам Анри Матисс отправляется в Северную Африку: в 1906 году он впервые едет в Марокко, по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». В 1912 году последовали ещё две поездки в эту страну.

В Марокко Матисс открыл для себя безбрежное богатство цветов мусульманского искусства на текстильных базарах и на улочках городов, которые он посетил. И, как известно, Анри Матисс как художник знаменит именно своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

“Вид из окна. Танжер”

Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс был очарован природой и красками Северной Африки.

Именно здесь он написал знаковый для своей творческой биографии «Марокканский триптих». Кстати, этот триптих был заказан Анри Матиссу россиянином Иваном Морозовым. И, сравнивая прежние натюрморты, букеты и мастерские Матисса с тем, что вышло у него на этот раз, кажется, будто создал эти произведения совсем другой художник.

Триптих представляет собой с одной стороны, три времени суток, с другой – философское восприятие Востока художником.

“Зора на террасе”

На первой картине («Вид из окна. Танжер») – утро. Матисс открывает окно в город, и зрителю открывается собор святого Петра, крепость, два осла, на одном из которых верхом сидит всадник. Тень придаёт городу свежесть и прохладу. Через раскрытое окно Матисс показывает городской пейзаж, который, в свою очередь, вводится через натюрморт.

На второй картине («Зора на террасе») – день. Жизнь марокканского города переносится внутрь террас, и всё окружение выглядит как мираж. Девушка, изображенная в центре холста – дочь Зоры, работницы отеля «Вилла де Франс», которая часто позировала Матиссу. Позже её пытались отыскать, но безуспешно.

На третьем полотне («Вход в касбу») – вечер. В городе нестерпимая жара, всё в ожидании ночной прохлады. Сидящий перед входом араб растворяется, исчезает, как образ или видение. Контуры его фигуры становятся едва различимыми. Здесь Матисс вновь проявляет себя как непревзойдённый мастер цвета.

В конце жизни знаменитый француз размышлял о том, что в его становлении происходило постепенное осознание того, что он должен «забыть технику мастеров или, точнее, понять ее совершенно по-своему, а затем, наконец, пришли знания и влияние ориентального искусства».

В свою очередь современные французские искусствоведы отмечают, что картины Матисса имеют особую важность в связи с тем, что «позволяют зрителю буквально дышать воздухом Востока и ценить исламское искусство, которое Матисс привез в Париж».

Гранд-отель, в котором останавливался Матисс в Танжере.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про тату: самая полная коллекция фото и видео